На календаре 1 марта, а это значит, что шопеновские торжества в Варшаве по случаю 200-летия со дня рождения композитора подошли к своей кульминации. Точь-в-точь, как в балладах самого Шопена, когда развязка интриги наступает в самом конце. Долгая фестивальная неделя, каждый день которой ощущался как праздник, подходит к концу.

Николай Демиденко: «Но здесь, конечно, случай особый – день рождения Шопена. Никто же не знает, в какой день он родился. Это утрачено. Может, сегодня? Неизвестно. Там с записью были какие-то проблемы в книге рождений. В любом случае, так или иначе, это день особый…»

Правильно, Николай Анатольевич! Пианист Николай Демиденко, как и многие, говорит не столько о нашем незнании точной даты рождения Шопена, сколько просто о приятном ощущении каждого дня недели как праздничного. Хотя, современная шопенистика все более склонна доверять не записи в натальной книге броховской приходской церкви, сообщающей о рождении Фредерика Шопена 22 февраля, а собственным словам композитора и его матери, настаивавших на дате 1 марта.

 

На праздничных варшавских торжествах / фото с сайта www.en.chopin.nifc.pl  /

 

В чем же уникальность музыки и личности Шопена? В бездонном вдохновении? В глубокой эмоциональности? В парадоксальной способности субъективных личных переживаний композитора мгновенно превращаться во всеобщие, в то, что понятно всем и каждому? Поколениями люди пытаются ответить на этот вопрос, и терпят неудачу, как нельзя вообще объяснить феномен любви. Спросите практически любого музыканта, и вы услышите: «Я люблю Шопена»! Тогда как въедливый вопрос, а почему, вызывает затруднение. Ну, и понятно, ведь совершенство не поддается логическому анализу.

А что говорят сами музыканты, участники варшавских торжеств?

Кевин Кеннер: «Я люблю Шопена, что еще сказать. Я имею в виду, когда вы любите какого-то человека, вы же не можете объяснить, почему вы его любите. Это высшее искусство, которое удивительным образом сочетает в себе строгую логику и спонтанность, иррациональность».

Рафал Блехач: «Музыка Шопена – это бездна эмоций: грусть, отчаяние и, конечно, радость. Огромное число персонажей в его музыке, как, например, в прелюдиях (опус 28). Я на самом деле очень счастлив и рад, когда могу воплотить в музыке все эти эмоции мира Шопена».

Гаррик Олссон: «Шопен – волшебный, один из тех, кто создал это великолепное ощущение пения на рояле…»

Николай Демиденко: «Шопен, он другой. Он неуловимый. Он невероятный. Он один…»

 

На праздничных концертах в аршавской филармонии / фото с сайта www.en.chopin.nifc.pl  /

 

«Ну, и пусть! –  скажете вы, – пианисты и исполнители просто любят музыку Шопена». Но ведь для них важно чувствование, вживание, понимание настроения и эмоций композитора. А для аналитических дел существуют блестящие ученые, которые отринув метафизику музыки Шопена, все могут нам объяснить, руководствуясь понятиями жанровых классификаций, композиционных систематизаций, гармонических реализаций и постмодернистских ассоциаций. Конференция, которая здесь проходила под девизом «Шопен 1810-2010. Идеи – интерпретации – влияния», собрала лучших представителей современной науки о Шопене. Вот, что считает наиболее важным на данной конференции профессор Московской консерватории Константин Владимирович Зенкин:

«Важен, конечно, критический подход к материалам, источникам, проблемам; как-то правильно понять и услышать этот исторический материал. Очень приятно было увидеть интерес к Шопену, который, кстати, в последние годы везде в Европе существует, не только в Варшаве, но и в Кембридже, и многих других научных центрах. И это очень приятно, конечно, чувствовать».

Ну что ж, с критически подходом к творчеству Шопена действительно все в порядке. А с пониманием? Константин Владимирович, а для вас лично, в чем загадка музыки Шопена?

Константин Зенкин: «Для меня загадка?.. Да, не знаю, я как-то об этом не думал. Мне достаточно того, что я ее сам очень люблю…»

Шопен, пожалуй, настоящий феномен в истории музыки, и не поддается он познанию до конца, как и любой гений. При всей оснащенности технологическими знаниями о Шопене ученые тоже восхищенно разводят руками и говорят: «Ну, любим мы Шопена, и все».

 

Новый музей Шопена во Дворце Острожских / фото с сайта www.en.chopin.nifc.pl  /

 

Что тогда говорить о простых людях, которые просто гуляют по улочкам, где когда-то бродил и сам композитор. Кстати, из писем Шопена сегодня можно с достоверностью определить любимые варшавские маршруты прогулок мастера. Скажем, в детстве это район Варшавского Университета со знаменитым Казимировским Дворцом в центре, где прежде ребенком выступал Шопен, да и жил буквально в соседнем доме в течение десятка лет. Конечно, был ему досконально знаком любой угол и любой поворот на главной улице, ведущей к Старому Мясту (Краковские предместья). Начиная от Дворца Сташица, где во времена Шопена располагалось Королевское научное общество, вплоть до знаменитой колонны Сигизмунда III, что на Дворцовой площади. Это древнейший светский памятник Варшавы. Когда-то по близости находилось прежнее старое здание Варшавской консерватории.

Сегодня вся эта улица, гуляя по которой так радостно и неожиданно ощущаешь вдруг обретенную способность легко перемещаться во времени – из настоящего в прошлое и наоборот. Эта улица в буквальном смысле слова озвучена музыкой Шопена. И отнюдь не только по причине того, что здесь новый открытый информационный центр Шопена рядом с Министерством культуры, что здесь на домах вывешены мемориальные доски с упоминанием в каких годах в данном здании жил или играл Фредерик Шопен. Вся улица уставлена памятными скамейками с картой экскурсионного маршрута по местам Шопена и встроенным механизмом, позволяющим воспроизводить музыку Шопена. А по всей улице звучит Шопен, летит вдаль и эхом отражается в самых удаленных уголках города.

Жительница Варшавы: «Шопен для поляков, это как Пушкин для русских. Это великий поляк известный и в Европе, и в мире…»

А жителей и гостей Варшавы 1 марта  еще ждет открытие нового здания музея Шопена в бывшем Дворце Острожских (музей обещает стать самым современным в мире с точки зрения мультемидийных технологий), а также гала-концерт в зале Национальной оперы Варшавы.

Праздник заканчивается, а музыка Шопена по-прежнему остается с нами!..

 

>> Официальный сайт Института им. Фредерика Шопена в Варшаве

>> Официальный сайт, посвященный году Шопена (Chopin 2010 portal)

 

Ирина Тушинцева, специальный корреспондент радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей