Кто из нас не знает мелодий из любимых кинофильмов: «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Формула любви»? А нашумевшие хиты из мультфильмов «Бременские музыканты», «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Поезд памяти» и «Голубой щенок» и вовсе напевает вся страна. Всем этим мы обязаны одному скромному человеку, которого зовут Геннадий Гладков.

Торжественный гала-концерт по случаю 75-летия со дня рождения известного композитора состоялся в минувшую субботу на сцене Концертного зала им. Чайковского. Сам Геннадий Гладков не любит размышлять о юбилее и прочих громких датах. Композитор до сих пор полон энергии, творческих надежд и новых проектов.

Геннадий Гладков: «В общем, повезло в жизни. Как-то так сложилось, что я ни на что не рассчитывал, я старался быть профессиональным музыкантом и писать в меру своих возможностей. А потом с какого-то времени оказалось, что это еще и кому-то нравится. После этого были разные предложения, я писал и писал. Познакомился с хорошими людьми – Марк Захаров в Москве, Игорь Петрович Владимиров, Ян Борисович Фрид в Петербурге, потом Аркадий Исаакович Райкин, Сергей Владимирович Образцов. Вот какие были товарищи со мной, которые меня приглашали совместно работать –высший класс люди! Я у них очень многому научился. Я как-то даже не понимал, когда был помоложе, сейчас думаешь – боже мой, какие люди были. Чего-то я у них недоспросил, недобрал… Эти люди до конца были рабочие, я уж не говорю об артистах таких, как Андрюша Миронов,  Коля Караченцов, Миша Боярский, гениальная Алиса Бруновна Фрейндлих.  Всякие были люди. Конечно, многое я и от них взял. Так что, если посмотреть на всю жизнь, то можно сказать, что я какой-то везунчик.

Прошло время, я сейчас перебираю многие сочинения, готовлю их к изданию, переделываю многие – довольно материала много такого, который может быть еще оживлен и представлен в новом виде. Счастье – это когда ты занимаешься своим делом».

Известные артисты театра и кино Вячеслав Войнаровский, Анна Бутурлина, Леонид Серебренников и Михаил Боярский исполняли песни и фантазии из музыки к спектаклям, кинофильмам и мюзиклам Геннадия Гладкова: «Люди и страсти», «Формула любви»,  «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», «Тартюф» и «Дульсинея Тобосская».

С Михаилом Боярским композитора связывают долгие годы творческой дружбы.

Михаил Боярский: «Для меня Геннадий Игоревич очень доходчив до любого зрителя, начиная с младенца и кончая глубоким стариком. Его интонации очень естественные. Он как бы говорит музыкой, и можно даже догадаться о чем.  Получается гениально, он сам – воплощение музыки, его тело музыкальное, его руки, его уши, глаза, нос – все это одна большая красивая нота. И поэтому он имеет ключи от всех сердец. Мне трудно представить себе, скажем, необразованного слушателя, который бы не был потрясен, восхищен и увлечен музыкой Геннадия Игоревича. Я считаю, что это живой классик, при котором нам всем довелось жить, и это большое счастье».

Поклонников творчества Геннадия Гладкова набралось в Концертном зале им. Чайковского немало. Еще бы, ведь помимо любимых публикой песен в программе вечера прозвучал целый ряд неизвестных академических произведений, в том числе и премьеры. И в этом есть очень большая заслуга одного из идейных вдохновителей проекта российского музыканта, главного дирижера Лондонского филармонического оркестра Владимира Юровского.

Владимир Юровский: «Для меня Геннадий Гладков является одним из важнейших композиторов России, и последних 30-40 лет. Он был всегда известен, но оставался немного в тени своих сверстников, писавших либо в откровенном эстрадном стиле, либо в откровенном академическом или авангардном стиле. Мне кажется, что всенародная любовь к Гладкову, она в каком-то смысле заслонила от народа же и от людей, способных понять музыку, его истинные качества как композитора. Поэтому моя основная цель была, во-первых, отметить 75-летие любимого автора, а, во-вторых, представить его как можно более нетрадиционно. Безусловно, совсем без любимых песен обойтись не удалось, да это было бы и неверно, но представить их в контексте другого симфонического, театрального творчества Гладкова, и показать наибольшее количество граней его талантов – это была основная задача».

Владимира Юровского отличает ловкость ума, особая изобретательность и умение логично и целесообразно выстраивать программу. Оркестр московской филармонии четко повиновался интуитивной воле дирижера. Напряженная экспрессия драматических образов фрагментов музыки балета «Вий» соседствовала с беззаботной, полной искрометного веселья, оптимистичной сюитой «Калейдоскоп» и буйственной атмосферой фрагментов балета «Возвращение Одиссея».

Однако главным козырем программы стала российская премьера музыкально-драматического действа на тексты Григория Горина «Фантазии Свифта». Это свободные фантазии на темы из кинофильма «Дом, который построил Свифт». Владимир Юровский специально пригласил на это исполнение Камерный хор Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина.  

Владимир Юровский: «…«Фантазии Свифта» были написаны Геннадием Гладковым по моей просьбе. Мне очень хотелось включить музыку из «Свифта» в концерт, потому что это один из моих любимейших фильмов вообще, а не только фильмов Марка Захарова. Всегда казалось, что музыки в этом фильме очень много, но она представлена несколько разрозненно, эпизодически. И Гладков специально для нашего концерта составил такую фантазию. Это цельное сочинение, даже с какими-то чертами симфонического цикла, для хора и оркестра. Как ни странно в нем нет солистов, то есть солистом является хор. Эти безумные актеры Свифта – люди в масках, они становятся как бы центральными персонажами этой фантазии. Но над всем незримо царит дух Джонатана Свифта».

В самом деле, когда слушаешь музыку Геннадия Гладкова, в очередной раз поражаешься его таким неожиданным, будто заново рожденным мелодиям. Вспоминается далекое прошлое, счастливая пора детства, а вместе с этим возникает надежда и на новые чудеса и откровения, которые всем нам продолжает дарить обыкновенный волшебник музыки Геннадий Гладков.

 

Вернуться к списку новостей