Трагические страсти разыгрались в течение двух вечеров на сцене Мариинского театра. Эпическую оперную дилогию «Троянцы» Гектора Берлиоза по мотивам вергилиевской «Энеиды» питерские опероманы ждали с большим нетерпением. Труппа Мариинки во главе с Валерием Гергиевым уже успела показать эту работу собственно в первоначальной совместной постановке. Это произошло минувшей осенью во Дворце изящных искусств в Валенсии.

Когда-то в конце 90-х годов прошлого века в Петербурге силами солистов оперного театра Консерватории в режиссуре Виктора Крамера «Троянцев» представлял Сергей Стадлер. Трудно понять, почему Мариинский театр так долго не обращался к этой незаслуженно забытой опере французского классика. После успешного освоения партитур Берлиоза «Троянцы» для труппы Мариинского театра оказались еще одним оперным вызовом. Осуществить такой титанический проект с гигантским составом солистов, хора и оркестра, а также с мощнейшей машинерией оказалось задачей не из легких. Впрочем, термоядерной творческой энергии Валерия Гергиева хватило и на эту оперную фреску. 

Валерий Гергиев: «Великий французский композитор Гектор Берлиоз прославился не только тем, что написал огромное количество замечательных произведений, которые знамениты во всем мире, но еще и тем, что он дважды посетил Санкт-Петербург. И в своих мемуарах он с невероятным литературным блеском описывает свои впечатления от России – Петербурга и Москвы. Мне очень лестно говорить об этом здесь, в стенах Мариинского театра. Оркестр Мариинского театра, тогда Придворной оперы, был оркестром, который восхитил Берлиоза и с которым он исполнил целый ряд своих произведений, в том числе и некоторые произведения впервые и, наверное, впервые для себя на столь высоком уровне. Потому что оркестр славился очень высоким качеством, и Берлиоз тогда испытывал огромные проблемы, особенно в свой первый приезд, во Франции ему не удавалось собрать оркестр должного уровня для исполнения своих премьер. Мне кажется, что эти события давние, но все-таки события нашей истории дают нам повод думать и о каких-то обязанностях перед Гектором Берлиозом.

«Троянцы», как мне кажется, подтверждают славу Берлиоза, как блестящего композитора, как блестящего мастера оркестровки, артиста с огромной фантазией. Меня это привлекает. Я думаю, что ближайшие пять лет мы будем очень плотно работать, прежде всего, над «Троянцами»…»

Надо сказать, что при жизни Берлиоза «Троянцы» никогда не исполнялись полностью. Для парижан сложные оперы, тем более с мифологическим сюжетом казались невыносимым испытанием. Эпоха диктовала свои законы. В те годы особой популярностью у публики пользовалась оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», где тоже повествуется о героях Троянской войны. Имперский пышный стиль «Троянцев» Берлиоза роднит эту оперу с вагнеровскими музыкальными драмами.

Нынешняя постановка «Троянцев» Берлиоза на Мариинской сцене представляет совместный проект театра с Валенсианским дворцом искусств, Варшавской национальной оперой и театром «Festspielhaus» Баден Бадена. Предпоследнюю оперу Берлиоза в двух частях - «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене» - сыграли за два вечера с разными составами солистов. Необходимо упомянуть и о высококлассной команде оперных певцов Мариинки, которые порадовали на сей раз отменным вокалом, яркой актерской игрой и безупречной французской дикцией. Роль троянской пророчицы Кассандры исполнили  Млада Худолей и Лариса Гоголевская. В партии молодого азиатского принца Хореба блистали Алексей Марков и Александр Гергалов. А в роли Дидоны, царицы Карфагена – несомненная героиня вечера Екатерина Семенчук. Хор и оркестр Мариинского театра под мощным и энергетическим воздействием импульсивного Гергиева звучали роскошно и захватывающе. Одна из ярких страниц оперы – финал второго акта – массовая сцена Троянской процессии, сопровождаемая отчаянными возгласами Кассандры при виде гигантского коня.

Валерий Гергиев намерен показать новую работу Мариинки и в Москве на реставрированной сцене Большого театра. Правда, сроки пока не определены и, очевидно, больше повезет европейским оперным сценам. Во всяком случае, в намечаемые контракты оперных гастролей прославленной петербургской труппы, наверняка, попадут берлиозовские «Троянцы» в эпатажной режиссуре Карлуша Падриссы и оформлении Франка Алеу, Ролана Ольбетера и Чу Уроса.

Каталонский режиссер-радикал Карлуш Падрисса и его коллеги по авангардистской труппе «Ла фура дельс Баус», приверженцы приемов тотального театра, предложили экстравагантное решение мифологического сюжета. Они перенесли действие в далекое будущее, когда реальностью станут межпланетные полеты. Главной фишкой «Троянцев» для режиссера послужил компьютерный вирус «Троян», беспощадно разрушающий операционные системы, в данном контексте ставшие символом разрушения цивилизации. Троянский конь – вирус – источник всех бед. В начале спектакля он предстает в виде монстра – сооруженная из зеркал гигантская лошадиная фигура. Затем она расчленяется на сверкающие кристаллами змеек-паразитов, которые размножаются в виртуальном пространстве посредством режущих глаз видеоинсталляций – блестящая работа художника-видеографика Франка Алеу

В далеком будущем, куда режиссер с художником отправили героев оперы, можно заметить и ироничные пародийные моменты. Например, слишком доверчивые, наивные троянцы одеты в хоккейные шлемы. По словам режиссера, этим они хотят защититься от коварного вируса. Прически троянских женщин выполнены в стиле африканских косичек-дредов. Костюмы героев, осуществленные по эскизам Чу Уроса, представляют собой блестящие комбинезоны, которые напоминают одежду героев «Звездных воинов» и многих других фантастических блокбастеров. Войны и стихийные бедствия будущего раскрыты в драматургии спектакля средствами мастерского видеодизайна: это и вселенная со множеством галактик, и безбрежный океан с чудовищными стаями морских змей, и солнечные батареи космических кораблей, на которых в финале спектакля герои отправляются из разрушенного Карфагена на Марс – в данной постановке  символ вечного Рима.

Философский подтекст спектакля – это, безусловно, предостережение. Наступит время, когда Земля, подобно Карфагену будет варварски уничтожена, и перестанет быть домом для людей…

 

Материалы с официального сайта Мариинского театра:

>> О премьере оперы Гектора Берлиоза "Троянцы" на официальном сайте Мариинского театра (Интервью с Карлушем Падриссой, Екатериной Семенчук, Сергеем Семишкуром и Алексеем Марковым)

>> "Троянцы", премьера 25 декабря

>> "Троянцы", премьера 27 декабря

Вернуться к списку новостей