В Петербурге продолжается музыкально-театральный марафон «Звезды белых ночей». Нешуточные драматические страсти разыгрались в течение двух вечеров на сцене Концертного зала Мариинского театра. Эпическая оперная дилогия «Троянцы» Гектора Берлиоза по мотивам вергилевской «Энеиды» в России практически неизвестна.

Когда-то в конце 90-х годов прошлого века в Петербурге силами солистов оперного театра Консерватории в режиссуре Виктора Крамера «Троянцев» представлял Сергей Стадлер. Трудно понять, почему Мариинский театр так долго не обращался к этой незаслуженно забытой опере французского классика.  После успешного освоения многих партитур Берлиоза, «Троянцы» для труппы Мариинского театра все же оказались «крепким орешком». Расколоть его оказалось задачей не из простых. Кому, как не Валерию Гергиеву рано или поздно стоило взяться за такую оперную фреску.

Валерий Гергиев: «Великий французский композитор Гектор Берлиоз прославился не только тем, что написал огромное количество замечательных произведений, которые знамениты во всем мире, но еще и тем, что он дважды посетил Санкт-Петербург. И в своих мемуарах он с невероятным литературным блеском описывает свои впечатления от Санкт-Петербурга и Москвы. Мне очень лестно говорить об этом здесь, в стенах Мариинского театра. Оркестр Мариинского театра, тогда Придворной оперы, восхитил Берлиоза и с которым он исполнил целый ряд своих произведений…

«Троянцы», как мне кажется, подтверждают славу Берлиоза, как блестящего композитора, как блестящего мастера оркестровки, артиста с огромной фантазией. Меня это привлекает. Я думаю, что ближайшие пять лет мы будем очень плотно работать, прежде всего, над «Троянцами». Будет и постановка. Мы делаем совместную постановку с несколькими театрами…»

В преддверии грандиозной постановки «Троянцев» на Мариинской сцене в конце этого года, а это будет совместный проект театра с Валенсианским дворцом искусств, Варшавской национальной оперой и театром «Festspielhaus» Баден Бадена, предпоследнюю оперу Берлиоза сыграли в два вечера в Концертном зале: первую часть «Взятие Трои» и вторую – «Троянцы в Карфагене».  При жизни Берлиоза этот титанический труд композитора никогда не исполнялся полностью. Для парижан сложные оперы, тем более с мифологическим сюжетом казались невыносимым испытанием. Эпоха диктовала свои законы. Оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», где тоже повествуется о героях Троянской войны, в те годы пользовалась большим успехом у публики. Имперский стиль «Троянцев» Берлиоза роднит эту оперу с вагнеровскими музыкальными драмами.

Надо сказать и о высококлассной команде Мариинки, которые порадовали на сей раз отменным вокалом, яркой актерской игрой, безупречной французской дикцией. Роль троянской пророчицы Кассандры исполнила Екатерина Попова, в партии молодого азиатского принца Хореба блистал Алексей Марков, а в роли Дидоны, царицы Карфагена – героиня вечера Екатерина Семенчук. Хор и оркестр Мариинского театра под мощным и энергетическим воздействием импульсивного Гергиева звучали роскошно и захватывающе. Одна из ярких страниц оперы – финал второго акта – массовая сцена Троянской процессии, сопровождаемая отчаянными возгласами Кассандры при виде гигантского коня.

Ближайшей осенью петербургская труппа во главе с Валерием Гергиевым покажет «Троянцев» в Валенсии. Это будет первый спектакль новой постановки. Ну а сами петербуржцы познакомятся с этой полноценной режиссерской работой в конце декабря этого года.

 

Ссылки по теме:

"Звезды белых ночей" - Джанандреа Нозеда продирижировал оркестром Мариинского театра в рамках Бетховенского цикла

"Звезды белых ночей" - Гастроли хора и оркестра Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля

"Звезды белых ночей" - гастроли оркестра Мюнхенской филармонии

"Звезды белых ночей" - оперы "Красная линия" и возобновленный "Мазепа"

В Петербурге стартует музыкальный фестиваль искусств "Звезды белых ночей"

Вернуться к списку новостей