Юрий Темирканов  ВИВАТ, МАЭСТРО!

12 декабря в Большом зале филармонии состоялся грандиозный гала-концерт по случаю 70-летнего юбилея маэстро Юрия Темирканова.

Выдающийся музыкант родился в Кабардино-Балкарии в 1938 году. Родной дух гор, благородные обычаи предков, неповторимая красота родных мест — именно отсюда маэстро черпал вдохновение и творческие силы. Сосредоточенность на раскрытии духовной сущности музыки, на воплощении и внушении публике идей, заложенных композиторами в партитурах, — в этом и состоит предназначение дирижёра. Юрий Темирканов убежден в том, что "дирижер не только исполнитель, не только артист — это ещё и миссия, потому что с концерта и спектакля человек должен уйти лучше, нежели пришёл на него".

 

Поздравить юбиляра — выдающегося дирижёра современности — в Петербург собрались звезды мировой музыкальной культуры. Это музыканты, с которыми Юрий Темирканов постоянно сотрудничает. Каждый из них специально ради этого события изменил график своих международных выступлений. Какое счастье было увидеть на прославленной петербургской сцене Юрия Башмета, Элисо Вирсаладзе, Наталью Гутман, Дениса Мацуева, Евгения Кисина, Гидона Кремера, Сергея Лейферкуса, Вадима Репина, Саяку Сёдзи и Дмитрия Хворостовского. Двумя оркестрами — Академическим симфоническим оркестром и Заслуженным коллективом России оркестром Петербургской филармонии дирижировали, поочередно сменяя друг друга, Александр Дмитриев, Николай Алексеев и Марис Янсонс. Знаменитый маэстро, главный дирижёр двух оркестров Европы — Концертгебау и оркестра Баварского радио, с особой радостью выступал в этом концерте. Ведь долгие годы Марис Янсонс работал с Заслуженным коллективом России. 

 

Марис Янсонс: "Юрия Хатуевича я знаю очень давно. Мы вместе с ним учились в школе-десятилетке при Петербургской консерватории. Он был немножко старше меня. Я стал свидетелем его творческого роста, его успехов и в школе, и в консерватории, и в театре. Мы ведь живём в одном городе с маэстро, и я очень хорошо знаю его творчество, его большие успехи и здесь, и за границей. Почти 10 лет — с 1988 по 1999 гг., в очень сложное для России время, мы работали в филармонии вместе с ним. У нас с Юрием Хатуевичем очень дружеские и коллегиальные отношения. Этот концерт, конечно, праздник для нашего юбиляра."

 

Под управлением Мариса Янсонса ЗКР оркестр Петербургской филармонии исполнил мировую премьеру увертюры "Виват!" Родиона Щедрина, написанной композитором специально к юбилею Ю.Темирканова. Марис Янсонс также подготовил специальный сюрприз для своего петербургского коллеги.  Немецкий композитор Петер Вайман сочинил фантазию-попурри на тему Happy Birthday. Эта необычная композиция на темы известных сочинений, которые часто исполнял маэстро на своих концертах. В музыкальную ткань партитуры, включившую фрагменты сочинений Прокофьева, Гершвина, Чайковского, Бизе, Малера и Мусоргского, была остроумно вплетена мелодия Happy Birthday.  Сам  Юрий Темирканов был удивлен такой неожиданной фантазией и улыбался, сидя в ложе с другими известными деятелями российской культуры — художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым и директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

 

Концерт открыл хор Михайловского театра с финальным апофеозом "Славься" из "Жизни за царя" М.Глинки. Среди многочисленных гостей из российской столицы  присутствовали Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе. Каждая из этих солисток не раз выступала с Юрием Темиркановым.

 

Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе: "Вы знаете, с ним всегда играть очень приятно и захватывающе. Можно свободно музицировать, и никогда не думать о том, что вот рядом сидят 100 человек, и тяжело играть. Очень легко и приятно себя чувствуешь на сцене. Маэстро всегда внимательно относится к каждому солисту, даже если мы с ним уже много раз и играли. Аккомпанементу Темирканов никогда не придавал значения как чему-то второсортному. Ведь многие дирижёры сами «солируют». А он — никогда. Напротив, для него оркестровый аккомпанемент и сольная партия равнозначны. Оркестр для Темирканова —творческий соучастник."

 

Не так давно Денис Мацуев с оркестром Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова записал диск с фортепианными концертами П.Чайковского и Д. Шостаковича. Недавние гастроли оркестра в городах Сибири, среди которых был и родной для Мацуева Иркутск, стали крупным событием в истории коллектива.

 

Денис Мацуев: "Для меня судьбоносный момент встречи с Юрием Хатуевичем произошёл в 2005 году. Хотя прошло всего 3 года, такое ощущение, будто мы всю жизнь играем вместе. Каждое выступление на сцене с ним — это нечто особое. Я всегда соглашаюсь со всеми вещами, которые предлагает маэстро. Когда играешь с Юрием Темиркановым, он тебе дает полную «воздушную подушку» в виде такого фона — аккомпанирующего оркестра. Ты на ней можешь делать практически любые вещи в интерпретации, возникают такие сиюминутные озарения, даже, может быть, какого-то импровизационного плана. В конце концов, ради таких моментов мы выходим на сцену. Я часто вспоминаю его фразу: «Если мы повторим на концерте так же, как мы сыграли на репетиции, мы убьем музыку. Ведь это своего рода лишь заготовка». «Я очень боюсь людей без чувства юмора», - часто говорит Юрий Хатуевич. Вы знаете, я тоже их боюсь. Полностью согласен с мастером. Любая встреча с ним и на сцене и вне её — момент счастья. Я обожаю этот оркестр, этот зал и желаю маэстро здоровья, счастья и романтизма. Ведь Юрий Хатуевич по большому счету — человек-романтик. Романтизм из нашей жизни, к сожалению, постепенно уходит. Мы должны брать пример с таких людей, как Юрий Темирканов. Он остается подлинным романтиком и в музыке, и в жизни".

 

Надо сказать, что гастрольная деятельность Юрия Темирканова постепенно расширяется. Только в этом году дирижёр выступил с оркестром в странах Азии и во многих европейских столицах. Ну, а с января 2009 года Юрий Темирканов будет руководить оркестром Пармской оперы. Впрочем, опере маэстро всегда придавал большое значение. Ведь с 1976 по 1988 гг Ю. Темирканов работал в Кировском театре оперы и балета (ныне Мариинский). У многих в памяти исторические постановки Темиркановым русских опер: "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.Чайковского, "Война и мир" С.Прокофьева, "Петр Первый" А.Петрова. Непревзойденным Онегиным в те годы был Сергей Лейферкус. В гала-концерте певец исполнил романс Вольфрама из оперы "Тангейзер" Р.Вагнера.

 

Сергей Лейферкус: "Я отношусь к тем музыкантам, для которых имя Темирканова значит очень многое. Этот великий дирижёр сыграл огромную роль в моей жизни. Он сделал из меня певца, и, прежде всего, артиста. Я очень хорошо помню, как Юрий Хатуевич кропотливо работал с артистами на сцене Мариинского театра. Темирканов мне так же дорог, как и мои родители. Когда я начал очень активно работать на Западе в оперных театрах, Ю.Темирканов уже стал руководителем и главным дирижёром оркестра Петербургской филармонии. В Италии я участвовал в полусценическом исполнении "Иоланты" Чайковского. Дирижировал Юрий Темирканов. Это был единственный раз, когда мы вместе на Западе представляли русскую оперу. Музыку Шостаковича я часто исполняю с маэстро. Несколько лет назад Юрий Хатуевич предложил мне сделать ораторию "Песнь о лесах". Я немного засуетился. Как же так? В наше время ещё раз прославлять Сталина? Ведь сочинение было написано в конце 1940-х гг., после разгромного постановления "Об опере В. Мурадели «Великая дружба»". Шостакович написал, казалось бы, официозное произведение, но вместе с тем оно и гениально по своей сути. Поэтому предложение Ю.Темирканова мгновенно рассеяло мои скептические соображения. Я снова открыл партитуру и вместе с дирижёром ещё раз проникся этой великой музыкой. И когда мы после петербургского исполнения приехали на гастроли в Японию, то оказалось, что там, наравне с 9-й симфонией Бетховена, "Песнь о лесах" Шостаковича — любимое сочинение у японской публики. Это было неожиданно для меня".

 

Не секрет, что вот уже 10 лет как Юрий Темирканов учредил собственную премию. Ее обладателями стали уже десятки талантливых молодых музыкантов, учащихся Средней специальной музыкальной школы при Петербургской консерватории. Однако, работа со своим родным оркестром для Юрия Темирканова, наверное, высшая награда. Маэстро даже это музицирование принимает за отдых. "Общаешься с музыкантами искренне, по-человечески. Ведь в оркестре большинство артистов, с которыми я учился в своё время. Знаете, это какой-то родной дом", — замечает дирижёр. Впрочем, частого общения с журналистами Юрий Хатуевич не любит. Может быть, боится критических замечаний в свой адрес? Однажды, Юрий Темирканов признался, что самый строгий критик для себя — он сам. Поэтому маэстро часто бывает не только на собственных репетициях коллектива. Один из ассистентов Темирканова — дирижер Николай Алексеев.

 

Николай Алексеев: "После конкурса им. Караяна именно Темирканов пригласил меня тогда в Кировский театр работать его ассистентом. Одно дело — получить премию на конкурсе, а другое — найти настоящую профессиональную работу. Тогда, в 1982 году это было не так просто в нашей стране. С благословения Юрия Темирканова я много лет работал главным дирижером оркестра Ульяновской филармонии. С 2000 года я имею счастье работать в ЗКР оркестре Петербургской филармонии — снова рядом с таким удивительным человеком. Спасибо ему за то, что он сформировал мою дирижёрскую судьбу. Это великое счастье — преподнести маэстро поздравление посредством музыки, дирижируя великим оркестром России".

 

Каждую зиму Юрий Темирканов проводит Международный музыкальный фестиваль "Площадь искусств". В этом году, в отличие от предыдущих, фестиваль пройдёт задолго до новогодних праздников. На открытии 14 декабря с оркестром Петербургской филармонии выступил прославленный российский пианист Евгений Кисин. Артист замечает, что каждая новая встреча с Юрием Темиркановым — подарок судьбы.

 

Евгений Кисин: "Юрий Хатуевич — такой человек, с которым никогда не бывает скучно. Он удивительно творческий артист по натуре не только в музыкальном, но и чисто в человеческом смысле. Конечно, общаться  с ним для меня большая радость, и здесь никогда не было даже и отдалённейшего намека на какой-либо элемент рутины. Я не могу и вообразить себе такого в сочетании с личностью Юрия Хатуевича. От всей души желаю ему творческого долголетия, новых художественных свершений!"

 

Гала-концерт завершил грандиозный фейерверк, и на сцену вышли все участники чудесного музыкального вечера, чтобы ещё раз вместе с публикой поприветствовать горячими аплодисментами виновника торжества. Ну а сам Юрий Темирканов искренне убеждён прежде всего в том, что дирижирование — это профессия второй половины жизни. А потому впереди ещё немало концертов и новых творческих музыкальных встреч.

 

 

Вернуться к списку новостей