Медик, химик, общественный деятель, композитор. Ему бы родиться в эпоху Возрождения, где-нибудь во Флоренции или в Тоскане, когда жили такие же разносторонне одаренные личности. Но Богу было угодно, чтобы он появился на свет в Петербурге в 19 веке, 175 лет назад.  Его имя – Александр Бородин, и сегодня его день рождения.

Как у него на все хватало времени? Как он, имея за плечами лишь домашние занятия музыкой в детстве, да курсы ликбеза с Балакиревым решился писать не только камерные произведения, но симфонии, и даже оперы! Правда, процесс создания затягивался на долгие годы и даже десятилетия. «Дни, недели, месяцы проходят при условиях, не позволяющих думать о серьезном занятии музыкою», — писал Бородин.

 

«Зимою могу сочинять, лишь когда болен настолько, что не читаю лекций и не хожу в лабораторию», — писал он в своем дневнике. В результате над главной оперой жизни – Князем Игорем — работал аж 18 лет! Но даже их не хватило, чтобы завершить оперу. Это сделали его друзья, но от этого его авторитет нисколько не пострадал.

 

Он составил честь русской науки, русской музыки, прославил еще при жизни и сделал бессмертной фамилию человека, который к его рождению никакого отношения не имел: Бородин — это фамилия камердинера князя Гедианова, а Александр был внебрачным сыном князя.

 

Он, который по крови был русским лишь наполовину (а другую половину поделили грузинские и татарские гены), сумел рассказать про русский народ, как никто другой – ни до, ни после него. Он свято верил, что богатырская сила и богатырский дух предков живы, что русский народ велик и могуч, а значит — непобедим. И эту веру он передал нам — его потомкам.

 

Вернуться к списку новостей