Концерт памяти Николая Метнера, который состоится 5 ноября в Концертной студии на Малой Никитской, является продолжением двух «Метнер-фестивалей», которые в 2006 и 2007 гг. были организованны радио «Орфей», продюсером Георгием Каретниковым и музыкантами, влюблёнными в музыку композитора - пианистами Борисом Березовским, Хэмишем Милном и Екатериной Державиной и певицей Яной Иваниловой.
Программы обоих фестивалей ещё раз доказали всем, что и камерная вокальная лирика композитора, занимающая в его творчестве, наряду с фортепьянными произведениями, чрезвычайно важное место - одна из высочайших в мире вершин этого жанра.
5 ноября 2008 г. в предлагаемой слушателям программе концерта в исполнении Лауреатов Международных конкурсов Екатерины Державиной фортепиано и Яны Иваниловой сопрано прозвучат избранные страницы и из вокального, и из фортепианного наследия Метнера.
Это первый из 3-х циклов «Забытые мотивы» для фортепьяно, опус 38, написанный композитором зимой 1919-1920 гг. в подмосковной деревне Бугры в доме ближайшего друга, художницы Анны Трояновской, и названный в программе премьерного концерта 1921 года - «Природа» и 12 «Песен» Николая Метнера для голоса и фортепьяно из двух ранних и последнего вокальных опусов композитора - № 6,15 и 61.
38 ой опус фортепианных пьес «Забытые мотивы» композитор неоднократно перерабатывал, и в окончательной версии, которую вы и услышите на концерте 5 ноября, он усилил «сцепление» между частями цикла настолько, что эти пьесы невозможно играть отдельно друг от друга, не потеряв их подлинного смысла.
Свои «Песни для голоса и фортепиано» Николай Метнер часто называл «стихотворениями», тем самым подчёркивая высокое значение передачи смысла поэзии. В программе концерта вы услышите светлые и изысканные 6 немецких и 6 русских стихотворений из ранних opus’ов композитора (ор.6 и ор.15) и одно из последних сочинений Метнера, «Восемь песен» ор.61, который прозвучит целиком. В нём отразился совершенно особый мир, мир человека, много пережившего и много страдавшего, художника, никогда не искавшего ни нравственных, ни эстетических компромиссов со своей эпохой, её модами и веяниями, остававшегося всегда глубоко искренним в искусстве мир самого Николая Карловича Метнера.