Денис МацуевПопулярный пианист Денис Мацуев, для которого творчество Рахманинова всегда входило в авангард музыкальных убеждений и предпочтений, представляет сольную программу из знаменитых и неизвестных сочинений композитора. 18 мая он выступит в Большом зале консерватории. Этот концерт станет своего рода продолжением презентации нового диска пианиста «Неизвестный Рахманинов» (SonyBMG, 2007), состоявшейся в декабре в Лондоне, а в марте в Москве, и включившего в себя две мировых премьеры – Фуги ре минор и Сюиты для оркестра ре минор (версия для фортепиано) помимо известных трех Этюдов-картин, двух Прелюдий и Второй сонаты. В филармоническом вечере публику также ждет мировая премьера: Денис Мацуев впервые в концерте исполнит Сюиту для оркестра ре минор (1891, версия для фортепиано). Также в программе вечера – Этюды-картины, Вторая соната и Вариации на тему Корелли.

«История Сюиты началась с письма 1891 года, в котором молодой Рахманинов пишет Наталье Скалон, что исполнение Сюиты, написанной им для полного симфонического оркестра невозможно, так как в консерваторском оркестре не хватает инструментов. Поэтому Рахманинов решил представить ее фортепианную версию в своем авторском концерте. В этом же письме композитор сообщает, что отдал ноты Петру Ильичу Чайковскому. Затем следы партитуры теряются. Предположительно, она была утеряна по неосмотрительности секретариата Чайковского – вероятно, манускрипт был благополучно складирован «в долгий ящик», и никаких свидетельств о том, видел ли Чайковский партитуру, нет. Рукопись фортепианной версии Сюиты обнаружили уже в наши дни, в архиве Музея им. Глинки в коллекции Александра Ильича Зилоти – профессора Московской консерватории по классу фортепиано, педагога Рахманинова. В манускрипте отсутствовала первая страница с данными о названии и авторе. Тем не менее, специалистам удалось определить принадлежность этого сочинения перу Рахманинова и установить, что это и есть та самая сюита, о которой композитор говорит в письме к Скалон.

Сюита для оркестра, написанная как учебная работа, выдает руку будущего автора бессмертных фортепианных концертов, прелюдий, этюдов-картин. Сохраняя контуры сюитного цикла – деление на части, присутствие старинных танцев, – композитор решает его нетипично, проявляя авторскую индивидуальность». (Из буклета к диску Дениса Мацуева «Неизвестный Рахманинов»)

Вернуться к списку новостей