Август – традиционно месяц отпусков большинства московских музыкальных театров и оркестров. Удачно восполняют дефицит концертных впечатлений в «мёртвый сезон» программы в старинных подмосковных усадьбах. Одна из них - фестиваль «Органные вечера в Кусково», который этим летом проводится уже в шестой раз.

Поводом посетить один из концертов "Органных вечеров" 12 августа стало участие альтиста Сергея Полтавского, поразившего своей креативностью и оригинальным музыкантским мышлением на недавнем вечере "Viola is my life"


Интересно было услышать строгие барочные формы в исполнении вчерашнего босоногого бунтаря не только на альте, но и на нежнейшем, редкостно-изысканном виоль-д-амуре.

Основу программы составили трио-сонаты Генделя, Телемана, Вивальди. Соответственно, и участников тоже было трое. Кроме упомянутого Сергея Полтавского, органистка Маргарита Еськина и Владимир Парунцев с целым семейством блок-флейт, менявшихся в руках музыканта иногда по несколько раз за одну пьесу.

Ещё один участник концерта, чуть ли не самый главный, – «гений места». Цитата с сайта музея-усадьбы: «Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время».

Как только входишь в ворота, идёшь по прямой аллее вдоль большого пруда и подходишь к величественному фасаду с колоннами, двукрылой лестницей и мраморными львами, уже предвкушаешь праздник. И даже реплика милейшей смотрительницы: «здесь только для артистов, а вам надо обойти дворец» ничуть не смутила. Зрительский вход –терраса, вид на внутренний парк и знаменитую оранжерею, воздух, пропитанный ароматами цветов. Естественнее декорации для музыки XVIII века не придумать! Плюс закатное солнце в огромные окна, мягко наползающие сизые сумерки, принесшие лучше всякого кондиционера свежесть и прохладу в переполненный зал. Удивительно, но факт, в летний будний день, в отсутствие широкой рекламы, на окраине Москвы около двух сотен людей не только сидели, но стояли в проёмах широких дверей, внимая высокой классике.

Вечер начался с Фантазии соль мажор BWV 572 И.С. Баха. Всё наполняющая красота звучания органа оказалась неожиданной, разящей. Конечно, и деревянные стены 250-летней выдержки, и расписной высокий потолок танцевального зала, и таинственные старинные зеркала, отражающие звук, излучающие энергетическую магию веков, добавляли акустического флёра. Но как здорово, что научились делать такие компактные органы, максимально приближенные звучанием к настоящему «королю инструментов»! На время проекта в Кусково установлен универсальный цифровой двухмануальный орган итальянской фирмы Viscount, предоставленный московской фирмой «Грандпиано». То, что за «пультом управления» серьёзным инструментом сидела прелестная в платье чайной розы Маргарита Еськина, придало ещё больше шарма программе. Ах, эти традиционные «двойные» юбочки органисток, чтобы удобно было управляться с ножными педалями! Да ещё волна пышных кудрей Маргариты каждый раз эффектно свешивалась, когда она переключала регистры. Другое сольное произведение для органа прозвучало в середине концерта – тоже Бах, две хоральные прелюдии из Лейпцигских хоралов: BWV 659 и BWV 661. И если в Фантазии Баха, как и в переложении Фантазии ре мажор для клавира соло Г.Ф.Телемана, орган демонстрировал мощь и парадное ликование, то в аскетичных хоральных напевах «Приди, язычников Спаситель» завораживал мистическим матовым тембром.

Организаторы «Органных вечеров» нашли правильный формат общения с залом – ненавязчиво просветительский. Здесь и краткий рассказ ведущей о форме трио-сонаты, и устные выступления Сергея Полтавского и Владимира Парунцева о своих редких инструментах, виоль-д-амуре и блок-флейтах.

Прозвучавшие трио-сонаты Генделя, Телемана и Вивальди разбирать детально нет смысла. Исполнение получилось летним и лёгким, не отличающимся тщательной отделкой мелочей, идеальной сыгранностью. Но класс музыкантов, их ощущение стиля произведений, ансамблевое чутьё плюс явное удовольствие от процесса восполнили огрехи. В таком музицировании «на живую нитку» можно усмотреть своего рода аутентизм: авторы XVIII века писали свои камерные опусы именно для домашнего (дворцового) воспроизведения, ставя целью чаще не приобщение к высокому и вечному, а сиюминутное развлечение и радостное единение музыкантов и слушателей. Это как пикник в красивом месте с хорошей компанией. Только зануда станет придираться к марке соуса и нарезке-прожарке мяса.

Что сказать о Сергее Полтавском в барочном амплуа? Виоль-д-амур в его руках звучал пластичней, объёмней и бархатистей, чем ждёшь от этого лирического «мурлыки». Или всё же зеркальные стены помогали? А вот альт, на котором Сергей исполнил Сонату Баха для виолы да гамба и клавира ре мажор BWV1028, напротив, словно осторожничал, пел mezzo voce, без излишнего драматизирования. Вообще, «факультатив» для избранных альтистов в виде изящнейшего, всегда с человеческой резной головкой виоль-д-амура много сложнее, чем кажется. Близость диапазона обоих инструментов и их видимая похожесть по объёму корпуса обманчива. На альте, как и скрипке, виолончели - четыре струны, настроенных по квинтам. У виоль-д-амура – семь основных струн по терциям и столько же резонаторных под грифом. То есть, совсем иной «код доступа», требующий кардинальной перестройки мозга и аппарата (рук)! Менять в одном концерте альт на виоль-д-амур и обратно - определённая дерзость. И с этой задачей Сергей Полтавский справился на отлично.

12 августа оказалось последним по-летнему жарким днём в Москве, завершившимся упоительной, уже напомнившей об осени вечерней прохладой. Но Органный фестиваль в Кусково продолжается вплоть до 29 августа. Ещё есть возможность насладиться старинной музыкой в прекрасных интерьерах усадьбы Шереметьевых.

Татьяна Елагина

Фото: Ирина Шымчак

 

 

Вернуться к списку новостей