К 100-летию смерти А.Н. Скрябина Владимир Юровский подготовил для московской публики масштабный концерт. В ММДМ исполнили «Предварительное действо», которое по плану композитора должно было открывать вселенских масштабов Мистерию.


А.Н. Скрябин – один из самых неординарных творцов ХХ столетия. Он рассматривал свои произведения в неразрывной связи с идеей преобразования мира, к которому особенно стремился в последние годы жизни. Воплотить эти стремления Скрябин решил в создании Мистерии – мегамасштабном действе для оркестра, света и хора, которую планировалось исполнять семь дней в специально построенном храме в Индии, где по доброй воле должно было собраться все население Земли. Работу над сочинением Скрябин начал в последние годы жизни и даже вел переговоры о покупке земли на берегу Ганга для строительства храма, но в какой-то момент решил, что человечество не готово к добровольному преображению.

Тогда композитор начал писать «Предварительное действо», которое должно было стать своеобразным прологом к Мистерии. Скрябин сочинил к нему фактически всю музыку и во время встреч с друзьями часто исполнял новые фрагменты. Оставалось малое – перенести ноты на бумагу. Для этого Скрябин склеивал вместе два партитурных листа: для исполнения требовался оркестр еще больший, чем в «Прометее», хор и солисты. Композитор собирался закончить «Предварительное действо» к сезону 1915/16 года и уже договорился по поводу издания партитуры с фирмой Юргенсона, но внезапная нелепая смерть Скрябина прервала это завершение. Творение осталось недописанным и состояло всего из 53 листов нотных набросков и либретто.

Завершить «Предварительное действо» решился Сергей Протопов, который в 1948 году создал вариант для двух роялей, хора и чтеца, но оркестровать его так и не успел.

Затем за это произведение взялся Александр Немтин и посвятил ему больше двадцати лет жизни. Он создал версию поистине скрябиновских масштабов – для симфонического оркестра, хора, органа, рояля и сопрано. Впервые ее исполнил Кирилл Кондрашин в 1973. На тот момент была готова только первая часть произведения. Целиком «Предварительное действо» записал Владимир Ашкенази с оркестром Берлинского радио в 90-е годы. А в 2007 в Финляндии ее исполнил Лейф Сегерстам.

17 мая в Доме музыки под опытным руководством Владимира Юровского впервые в России прозвучали все три части этого сочинения.

Сцена Светлановского зала еле вместила многочисленных исполнителей: Госоркестр, хор имени Свешникова, Александр Гиндин за роялем, Константин Волостнов за органом и две солистки, Любовь Петрова и Надежда Гулицкая, между которыми дирижер разделил вокальную партию. Исполнение дополняли анимированные картины молодой художницы Марии Кононовой, в которых можно проследить влияние многих авангардных направлений живописи ХХ века – от фовизма до сюрреализма. Они скромно намекали на скрябиновскую идею синтеза искусств.

«Предварительное действо» было исполнено сдержанно, аккуратно и точно, как и другие произведения, интерпретируемые Юровским. Масштабная форма, включающая в себя динамически контрастные эпизоды, была подана как единый медитативный звуковой поток.

Масштабное трехчасовое действо выдержали не все зрители: часть публики ушла в антракте, перед которым было велено не хлопать. Однако робкие аплодисменты все равно раздавались, а по завершению «Действа» переросли в шквал оваций.

Исполнение этого грандиозного идейно-философского сочинения Скрябина-Немтина стало одним из самых масштабных концертов сезона.

Наталия Сергеева

источник фото: vk.com/vladimir_jurowski

 

Вернуться к списку новостей