На прошлой неделе завершился XIV Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева. Одним из последних событий хоровой программы стал большой гала-концерт в Концертном зале имени Чайковского. Обозреватель muzcentrum.ru Мария Юрченко рассказывает о том, как хор осваивает новые жанры – от ранних византийских напевов в составе для ансамбля вокалистов до социального фольклора музыки барбершоп…

 

Пожалуй, из всех видов музыкальных образований на эстраде хор является наиболее академичным (в смысле соответствия установленному образцу), консервативным и до некоторой степени инертным. Не будет также преувеличением сказать, что среди прочих музыкальных коллективов в хоре менее всего приветствуется импровизация. Что мы представляем, когда говорим о хоре? Некую совокупность поющих людей, статуарно возвышающихся на сцене. Статуарность – особое, если не сказать привилегированное качество хора. Хористы – завораживающе неподвижные люди; все они облачены, как правило, в одинаковые костюмы и поют в унисон. Такова эстетика хора. Каким бы ни был хор, будь то церковный, военный или народный (здесь случается даже увидеть пляски и услышать диковинные инструменты) – хор это всегда подчинение некоему канону.

Хоровая музыка занимает львиную долю программ Московского Пасхального фестиваля. В этом году в столице побывали замечательные хоровые коллективы – от больших академических и монастырских хоров до камерных вокальных ансамблей из России, Болгарии, Греции, Армении, Грузии, Сербии и Швеции. Представляя панорамную картину хорового процесса по трем его ключевым векторам – светскому, духовному и народному, фестиваль оставляет небольшое, но важное пространство для нетрадиционных форм современного хорового искусства. Став свидетелем лишь некоторых из них, с уверенностью можно констатировать: эксперимент в хоре – повод для весьма не поверхностного разговора.

Кульминацией хорового смотра Пасхального фестиваля стал большой гала-концерт в Концертном зале имени Чайковского. Здесь в сжатом и концентрированном формате были представлены главные участники фестиваля из контингента вокально-хоровых ансамблей и камерных хоров (все они прежде показали себя с полноценными выступлениями на столичных сценах).

В двух отделениях концерта были представлены шесть хоров из Братиславы, Афин, Архангельска, Белграда, Стокгольма и Тбилиси. И если первое из них убедило нас в жизнеспособности хоровой традиции, то второе сразило новой истиной – хор не стоит на месте, причем не только в фигуральном смысле.

Программу вечера открывал Братиславский хор мальчиков (худ. рук. – Магдалена Ровнакова). Их выступление, исполненное трогательной образцовости и почти школьности, началось с лёгкой духовной классики Моцарта, Шуберта и Франка, а завершилось разудалыми словацкими и цыганскими песнями, где в ход пустилась незатейливая ритмопластика. 

Но если мальчики, как известно, поют ангельскими голосами, то девочки из Детского хора «Розарте» (Афины, Греция) как будто обитают в самой поднебесной. Их нежные, едва уловимые голоса рассыпаются хрустальным бисером, который, словно множится мерцанием собственного отражения и бликов. Создатель хора – дирижер Рози Мастросавва изучала фортепиано, пение и теорию музыки в Национальной консерватории а Афинах, а затем совершенствовалась в музыкальной академии в Мюнхене, которую окончила с отличием по специализации «хоровое дирижирование». Именно под ее руководством тогда еще Детский хор города Афины впервые завоевал высшую награду на международном состязании – V Хоровой олимпиаде в Граце (2008).

Репертуар коллектива включает в себя произведения от доклассической вокальной музыки до бродвейских мюзиклов. Именно мюзиклом девочки в изумрудных одеждах завершили свое выступление. А народная зулусская песня в их исполнении напомнила афроамериканский спиричуэлс со всем причитающимся – хлопаньем в ладоши, например, и ритуально синхронным танцем.

В финале первого отделения выступил Государственный академический Северный русский народный хор из Архангельска (худ. рук. – заслуженная артистка России Светлана Игнатьева). Этот коллектив ведет свою историю с 1926 года и начинал как любительский народный хор. Сегодня это большой профессиональный ансамбль, куда входят три художественные группы – хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов, а выступления хора объединяют воедино песню, танец и драматическое действие. Тут вам и знаменитый “плывущий” шаг, и затейные игры с платками, и чисто фольклорные “изюминки”, вроде перекличек-переплясов. Несмотря на то, что каждое появление хора это еще и порядочное зрелище, самой сильной его стороной остается всё равно репертуар, охватывающий музыкальную культуру Северо-Запада России – от Псковской области до Республики Коми.

Второе отделение концерта сходу “шагнуло” в другую тональность и стилевой климат. Сербские «сладкопевцы» – Дивна Любоевич и студия духовной музыки «Мелоди»[1] хоть и именуют себя хором, однако скорее представляют вокальный ансамбль (на сцене всего шесть человек), причем весьма крепкого европейского качества. Сфера музыкальных интересов коллектива пролегает в области православных песнопений – от ранних образцов византийского, сербского, болгарского и русского распевов до произведений современных авторов. Все обработки принадлежат самой Дивне Любоевич, которая занимается дирижерским искусством уже более 25 лет.

Хор «Мелоди» был основан ею в 1991 году при монастыре Введения Пресвятой Богородицы в Белграде. С тех пор коллектив во главе с Дивной Любоевич как солисткой и дирижером дал более 600 концертов в Европе, Азии и Северной Африке, принимал участие во многих международных фестивалях и интернациональных проектах. Среди последних – исполнение Missa Brevis Джоаккино Россини с солистами Базельской оперы и барочная опера «Дидона и Эней» Генри Пёрселла в сотрудничестве со Студией старинной музыки и солистами из Великобритании.

На концерте в КЗЧ ансамбль Дивны Любоевич выступил с досадно коротким блоком из византийских и греческих напевов и с приятным для русской публики “бисом” – «Отче наш». Но и этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы переполниться молитвенной радостью и испытать подлинное вокальное наслаждение.

И всё же, ели говорить об эксперименте, то неподражаемое выступление показал Шведский мужской хор «Zero8», основанный в 2006 году музыкантом и дирижером Дугом Харрингтоном. Эти статные, гламурные ребята из Стокгольма, ловко маневрируя наукой хора, выводят на авансцену «музыку цирюлен» (англ. barbershop music). Стиль родился из перенесенной на американскую почву английской традиции пения в пабах при цирюльнях. Расцвет музыки барбершоп пришелся на начало ХХ века, а в его основе лежат простые мелодии, гаромнизированные полуджазовыми аккордами.

На концертной сцене народный барбершоп – весьма нетипичная история. Профессиональных исполнителей подобной музыки не так уж много; сами «Zero8» состоят в членах Скандинавского общества исполнителей барбершоп с говорящей аббревиатурой SNOBS. К слову с 2008 по 2014 гг. коллектив выигрывал все ежегодные чемпионаты SNOBS, а также регулярно возвращается с победами с европейских и американских чемпионатов.

По мелодике barbershop music напоминает лирический кантри или госпел. Словно отдавая дань вольной природе этой музыки, романтичные парни из «Zero8» ведут себя на сцене поразительно непринужденно, передавая позицию дирижера из рук в руки (за концерт их сменилось целых три), вальяжно пританцовывая в такт и не смущаясь посылать “салюты” в зрительный зал.       

Парадным завершением хорового гала-концерта Пасхального фестиваля стал выход грузинского Юношеского хора «Мдзлевари» (худ. рук. – Кахабер Онашвили). Горских молодцев с роскошными голосами и саблями наперевес вызывали на “бис” целых три раза, и они отплатили публике тёплой взаимностью, исполнив незабвенный хит всей грузинской музыки – «Сулико».

Оставляя позади очередной Пасхальный форум, хочется отметить, что современный хор живет, меняется, покоряет новые стили и… становится ближе меломанам. А пока до следующего фестиваля еще целый год, есть время подумать – станут ли песни английских брадобреев декадансом хорового жанра или его славным обновлением…

Мария Юрченко

 

Вернуться к списку новостей