3 июня в Большом зале консерватории состоится третий концерт фестиваля «Опера априори» - самого молодого музыкального форума Москвы, привлекающего, тем не менее, к себе устойчивое внимание столичной публики. На этот раз он будет полностью посвящен главному юбиляру года – Петру Ильичу Чайковскому, а в качестве солистки Москва услышит Анну Самуил – знаменитое сопрано, начинавшую в Москве, а ныне поющую по всему миру. 

Вы только что участвовали в фестивале в Новосибирске. Расскажите – как Вас принимали, что там было интересного, какова была программа Вашего выступления? 

В Новосибирске мы открывали Транссибирский арт-фестиваль, которым руководит выдающийся музыкант, знаменитый скрипач Вадим Репин. Я с радостью согласилась принять участие в фестивале, не только потому, что я люблю петь и приезжать в Россию, где замечательная публика и где у меня столько дорогих друзей, не только потому, что для меня особенная радость исполнять музыку Чайковского в год его юбилея, не только потому, что у меня совершенно неожиданно нашлись родственники в Сибири, с которыми я, наконец, встретилась, но и потому, что это большая честь для меня, побывать и выступить именно в Новосибирске, городе с высочайшей культурой и давними музыкальными традициями, городе, подаришвшем миру выдающихся музыкантов, в числе которых, конечно же, особое место занимает Вадим Репин. 

Весь концерт-открытие был посвящен музыке Чайковского, и я должна сказать, что эта монографичность и тематичность совершенно не наскучили публикe, а наоборот, было такое впечатление, что пришедшие в зал xотели слушать еще и еще. В концерте я пела с великолепными  украинскими певцами Дмитрием Поповым (тенор) и Леной Белкиной (меццо-сопрано), которые уже давно живут и работают в Европе. 

К сожалению, Вы очень редко приезжаете и поете в России… 

Конечно, я пою в России реже, чем мне хотелось бы… Я скучаю по Москве, и теплое чувство всякий раз у меня появляется,  как только мой самолет приземляется в аэропорту Шереметьево – это даже  удивительно! Но именно в этом сезоне мне грех жаловаться: в декабре я пела на фестивале Дениса Мацуева в Тюмени, сейчас побывала в Новосибирске, а в июне мне предстоит выступление в Москве, в родном Большом зале консерватории. 

А что с остальным постсоветским пространство? Может быть, Одесса или Кишинев? 

Да, Кишинев и Одесса – родные места. Вы знаете, так как детство свое я провела в Кишиневе, в Одессе я бывала очень часто, тогда путешествие это занимало три часа на электричке – без границ, таможни, и прочих сложностей… 

Одесса с детства была очень притягательной для меня, я ведь училась игре на скрипке с пяти лет, и помню, как приехала на первые в жизни гастроли именно в Одессу. Mы выступали в знаменитой школе имени Столярского, я и сейчас помню, с каким благоговением и интересом я разглядывала там на стенде фотографии шестилетнего Давида Ойстраха и думала: «A ведь мне тоже шесть лет!» 

Одесса, как родина великих музыкантов, Одесса литературная, Одесса, как символ истории, славы и доблести, с детства была окружена для нас особым ореолом. И для меня подлинным счастьем было спеть в знаменитом Одесском оперном театре, концерт состоялся в 2013 году, дирижировал мой отец Александр Самоилэ, это были незабываемые впечатления! 

Ваш предстоящий 3 июня концерт в рамках фестиваля «Опера априори» в Москве посвящен юбилею Чайковского. Что значит для Вас лично его музыка? 

Музыка Чайковского со мной всегда, сколько я себя помню. Мне кажется, что его музыка – это часть самосознания любого русского человека, так же, как поэзия Пушкина или книги Толстого, картины Левитана или Репина. 

Особенная изюминка, редкость, даже некоторый вызов нашего концерта 3 июня в том, что мы будем исполнять не только отрывки из популярнейших, но и из очень редких, практически неизвестных опер Петра Ильича. Это не только концерт, а целый уникальный спектакль, где будет и музыка, и театр, и литература, с участием прекрасных певцов и актеров, а  дирижировать будет Михаил Васильевич Плетнев, легендарный  и выдающийся исполнитель музыки Чайковского! 

Я уже пела концерт, посвященный Чайковскому в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне, с прославленным дирижером Антонио Паппано, но сразу скажу, таких бриллиантов и редкостей в программе не было, что логично – московская публика изысканная и требовательная, и ее надо удивлять! 

Какие партии в операх Чайковского Вы исполняли? Какие любимые? За какие бы хотели взяться в будущем? 

Я очень много пою Татьяну, пою Марию в «Мазепе», пою Иоланту. Какие любимые, сказать не мoгу – все любимые и все мои! Хотела бы спеть Оксану в «Черевичках», может быть, когда-нибудь подступлюсь к Лизе в «Пиковой даме», но я пока отношусь к этой партии с благоговением и почтением. 

Из романсовой лирики Чайковского чему отдаете предпочтение? 

Как Вы знаете, моим профессором в Московской консерватории была великая Ирина Константиновна Архипова, которая, на мой взгляд, поет романсы (и, конечно, не только их) Чайковского настолько божественно, что, мне кажется, сам Петр Ильич бы расплакался от восторга. Не знаю, видели ли Вы концерт Ирина Константиновны, целиком посвященный романсам Чайковского 1985 года. Если нет – обязательно посмотрите! Не устаю наслаждаться, впитывать – это такое мастерство, такой вкус, школа! А самой хотелось бы спеть все – настолько люблю эту музыку! 

У меня в ноябре этого года будет Лидерабенд вместе с моим мужем Маттиасом в родной уже теперь для меня Берлинской государственной опере, посвященный юбилею Петра Ильича. Я испытываю волнение, трепет, и гордость тем, что мне посчастливится представить немецким зрителям самые любимые, самые дорогие, самые важные для меня романсы! 

Удается ли пересекаться в творчестве с Вашим отцом Александром Григорьевичем Самоилэ? Где что и когда Вы с ним исполняли? 

Для меня возможность петь  вместе с отцом – огромная радость. Последний раз мы выступали в Казани, на Шаляпинском фестивале 2014 года, это был «Евгений Онегин». У нас с папой уже довольно большой «послужной список», первый раз я спела с ним «Травиату» в Кишиневе в 2005-м, уже будучи солисткой в Берлине, мы остались очень довольны друг другом, и всегда ждем встречи на сцене! 

Есть ли у Вас особо любимые партнеры по сцене,  с которыми всегда радостно творить вместе? 

С самого начала моей профессиональной жизни, еще в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко,  меня окружали прекрасные коллеги, в этом мне очень повезло. И надо сказать, эта «традиция» продолжилась - моим Альфредом в судьбоносном для меня дебюте в «Травиате» в Берлине был всем известный Роландо Виллазон. Для меня, как сопрано, конечно очень важны коллеги-тенора, и я должна сказать, что спела уже практически со всеми выдающимися тенорами нашего времени – это и Йонас Кауфман, и Петр Бечала, и Рамон Варгас, и Чарльз Кастроново, и Дмитрий Корчак, и Саймир Пиргу, список можно продолжать долго! 

Не могу не сказать, как «заслуженная Донна Анна» (я спела эту роль более 80 раз!) и о целой плеяде фантастических Дон-Жуанов, с которыми мне посчастливилось петь – это Рене Папе, Брин Терфель, Петер Маттеи, Ильдбрандо д'Aрканджело, Джеральд Финли, Эрвин Шрот. 

Расскажите о Ваших успехах на Западе последних лет. Что было самым интересным, запоминающимся, важным для Вас? 

Последние годы были очень насыщенными и интересными, конечно, я не могу забыть мои спектакли в театре  «Арена ди Верона», перед 15-тысячной аудиторией. Мне  запомнился не только гигантский театр, но и работа над ролью Донны Анны с великим режиссером, гигантом, легендой эпохи Франко Дзеффирелли.   

Очень важными для меня были спектакли «Гибели богов»  в театре «Ла Скала», в юбилейный 2013 год, не забуду тот трепет, который охватил меня в день премьеры, 22 мая 2013, в день рождения Рихарда Вагнера: именно в тот день, когда ему исполнилось 200 лет! 

Я очень рада, что мне посчастливилось поработать с великим Лорином Маазелем буквально за несколько месяцев до его смерти, я пела «Военный реквием» Бриттена  в Мюнхенской филармонии. 

Но, пожалуй, самыми запоминающимися гастролями последнего года была «Летучая мышь» в Израиле, я пела Розалинду. Наши спектакли совпали с обострением политической обстановки  в стране, а по сути нас в семь утра будили сирены воздушной тревоги и взрывы бомб, перехваченных ПВО... И совершенно невероятный пример мужества и творческой преданности - прославленный дирижер Зубин Мета, который сумел успокоить всю труппу и спектакли прошли на невероятном накале и с полной творческой отдачей! 

Есть ли у Вас профессиональная мечта, точка в карьере, к которой Вы сейчас стремитесь и определяете как вершину, которую нужно обязательно покорить? 

Вы знаете, точку мне ставить точно не хотелось бы... а вершины есть, конечно. Совершенно новым для меня рубежом будет дебют в роли Агаты в «Вольном стрелке» Вебера в начале сезона 2015-2016 в Берлине. К этой партии я готовилась долго, и вот моя мечта сбывается! Я с огромным интересом жду и работы над очень знакомой для меня партии Донны Анны, но в новом для меня спектакле Клауса Гута, который прогремел в Зальцбурге и Берлине. 

Я чувствую в себе силы подступиться к более значительным партиям, таким, как Леонора в «Трубадуре»,  Баттерфляй, это мои ближайшие и уже видные моему взгляду вершины, и, можно сказать, что мой азарт в их «покорении» сравним с азартом альпиниста, покоряющего Эверест!

 

Беседовал Александр Матусевич

Вернуться к списку новостей