Беспрецедентный мультимедийный проект Российского государственного музыкального телерадиоцентра и компании «Э.ОН Россия» (новое юридическое лицо "Юнипро") «Возрождаем наследие русских композиторов» продолжается второй сезон и развивается по нарастающей. Если в прошлом году он бы посвящен недооцененному гению русской музыки Антону Степановичу Аренскому и его опере «Рафаэль», то текущей сезон осенен именем Николая Семеновича Голованова – знаменитого дирижера и композитора, 125-летие которого музыкальная общественность отметила 21 января. В этот день в родном доме Голованова – в Большом театре, которому музыкант отдал много сил и энергии, - состоялся концерт вокальной лирики, программа которого полностью состояла из произведений Голованова.

Смотреть галерею встречи >>>

 

Когда произносят его имя, то, прежде всего, возникает образ дирижера – могучего, широкого, целеустремленного, уверенно «ворочающего» толщи оркестровых звучностей – ведь основные достижения Голованова-дирижера справедливо связывают с русской музыкой, с национальными операми на исторические или эпические сюжеты. И почти никогда не вспоминается другая сторона его творчества, для самого Голованова не менее важная, – его композиторская деятельность. Гениально одаренный музыкант, он был не только талантливым интерпретатором музыки других авторов, но и творцом собственного звукового мира, и это  наследие поистине огромно – оперы, симфонические произведения, духовная, фортепианная музыка, более двухсот романсов… Но сегодня имя Голованова-композитора совершенно не известно: и если музыкальный мир Аренского действительно нужно возрождать, то образ композитора Голованова фактически необходимо создавать заново.

После смерти маэстро в 1953 году его огромное композиторское наследие было полностью забыто и интерес к нему начал просыпаться только сейчас. Но, по правде сказать, и при жизни Голованова его музыка не звучала часто: Николай Семенович был сосредоточен на пропаганде произведений великих русских композиторов 19 века, перед чьим творчеством он благоговел, на себя же времени никогда не хватало. Принято говорить о слишком волевом, даже авторитарном характере «главного дирижера Советского Союза», однако при этом упускают важный факт: этот человек ни разу не воспользовался ни своим положением, именем, ни употребил силу своего характера для того, чтобы «продвигать» собственные сочинения. А ведь мог бы: что мешало музыкальному руководителю Большого театра СССР поставить на его сцене свою оперу «Принцесса Юрата» (кстати, до сего дня остающуюся неисполненной)? Видимо, только собственная природная скромность.

На концерте в Бетховенском зале Большого театра в исполнении солистов Большого, Мариинского театров и «Новой оперы» прозвучало полтора десятка романсов Голованова, а также дуэт из той самой «Принцессы Юраты». Какова она, музыка Голованова для голоса – инструмента, который он любил и понимал как никто другой? Вокальная лирика композитора, конечно, глубоко национальна по своему строю и характеру, что не удивительно, зная о поистине пиетете, который испытывал Голованов перед великими предшественниками – создателями русской классической школы. Все представленные романсы написаны исключительно на тексты русских поэтов, причем тексты первоклассные – слово было очень важно для Голованова-композитора: как сын своего времени – эпохи символизма, когда сформировался его вкус и творческие пристрастия, он был очень чуток к звучанию слова, к поиску синтеза музыки и поэзии. Но вместе с очевидной русскостью в его вокальной лирике отчетливо слышно влияние французского импрессионизма – поиск разнообразных музыкальных красок, прихотливые ритмы, изящные гармонии, замысловатая (но всегда приятная на слух) мелодика – все нацелено на передачу многоцветия настроений, переживаний, ощущений. Символистское начало также очень сильно: через образы-символы композитор пытается говорить о чувстве, действительности, философии. Своеобразным творческим манифестом, где сходятся эти две линии, можно счесть романс «Тишина», прозвучавший в финале первого отделения концерта, – как в музыке передать тишину, настроение, рождаемое покоем, безмолвием, отдохновением от суеты? Такое под силу только настоящему импрессионисту, художнику, образы которого прекрасны в своей ускользающей эфемерности.

Певцы, выступившие в абсолютно новом и для себя, и для публики репертуаре, вложили максимум своего умения, чтоб представить музыку Голованова на достойном уровне: признанные мастера и творческая молодежь пытались и небезуспешно донести до слушателя красоту и гармонию, царящие в романсах русского композитора, настроение мечтательности, игривости и задора, шутки, недюжинной экспрессии, подать незнакомый материал интересно, выразительно, захватывающе. Звонкое сопрано Виктории Шевцовой и матовое – Анны Аглатовой, сочное, бархатное контральто Евгении Сегенюк, нежное, обволакивающее меццо Агунды Кулаевой и бурлящее, экспрессивное – Ирины Долженко, меланхоличный, с глубоким проникновением в смысл пропеваемого тенор Максима Пастера, благородный баритон Андрея Бреуса и гибкий, разнообразный в нюансах и оттенках бас Аскара Абдразакова – каждый в отдельности составили замечательный ансамбль с мастерским, артистичным аккомпанементом Станислава Дяченко.

 

Ёмкие и познавательные, с необходимыми акцентами комментарии ведущей вечера Галины Власёнок делали краткий экскурс по камерному творчеству Николая Семеновича еще более интересным. Каждое из отделений концерта обрамляли фрагменты видеофильма, подготовленного РГМЦ и посвященного Голованову, – с оценкой его творчества, воспоминаниями и размышлениями с экрана к публике обратились Геннадий Рождественский и Александр Соколов, Туган Сохиев и митрополит Иларион, Ирина Герасимова и Максим Широков, что дополнило впечатление и позволило собравшимся создать более целостное представление о столь многогранной личности, какой являлся Николай Семенович Голованов.

Проект «Возрождаем наследие русских композиторов» продолжит головановскую тему в юбилейный для композитора и дирижера год уже совсем скоро, в феврале – 16-го числа на сцене Большого зала Московской консерватории, второго, не менее важного дома в жизни Голованова, прозвучат симфонические, хоровые и инструментальные сочинения выдающегося мастера.

Александр Матусевич

/фото Алексея Барабанова/