Ленор Розенберг, кастинг-директор «Метрополитен-оперы», в своём первом русскоязычном интервью рассказала об особенностях вокальной школы русских певцов, о требованиях к певцам, желающим работать на сцене «Мет», и о том, что ожидать от прослушиваний в Большом театре.

 

Вы уже несколько раз принимали участие в качестве члена жюри в вокальных конкурсах в России. Расскажите, какое впечатление на Вас произвели русские певцы?

Я думаю, что в России есть великолепные молодые голоса. Тот вокальный метод, который используют в их обучении, позволяет им создавать объёмный звук в довольно молодом возрасте, и, как правило, на большом диапазоне.

Конечно, это может очень впечатлять на прослушиваниях, но те из нас, кто привык к итальянской манере, находят русскую манеру пения очень рискованной для молодых артистов. Они имеют тенденцию исполнять только тяжёлый репертуар (на любом языке) и очень редко демонстрируют репертуар, который мы на Западе считаем более лёгким и более подходящим для молодых голосов. В случае некоторых русских певцов это работает очень хорошо: Нетребко, Бородина, Хворостовский. Но у большинства русских артистов голоса начинают звучать старо очень рано: с тремоляцией, со стёртой серединой. Это связано с тем, что они слишком форсируют и высокие, и низкие ноты.

Другая особенность русских певцов – это языки и стиль. Уровень значительно улучшился за последние двадцать лет, но в большинстве случаев ещё много над чем нужно работать в этом направлении.

В апреле вы приезжаете в Москву, чтобы принять участие в прослушиваниях компании NYIOP в Большом театре. Мы знаем, что время от времени вы посещаете Россию. У Вас есть какие-то особые планы на эту поездку? Деловые, личные?

Нет, я еду послушать певцов, и, возможно, посетить несколько спектаклей в Большом или в других театрах.

Вы сотрудничаете с NYIOP и основателем компании Дэвидом Блэкберном в течение многих лет, вы слушали певцов по всему миру.  В России же подобные прослушивания будут проходить в первый раз. Это нечто совершенно новое и непривычное для русских певцов. Они не знают, чего ожидать, к чему готовиться и как вообще относиться к этому событию. Можете рассказать о процедуре прослушиваний?

Обычно певцы начинают с той арии, которую выбрали сами, затем кто-то из нас может попросить спеть вторую арию. Если кто-то из нас заинтересован в том, чтобы взять данного певца на работу, мы просим у него контакты для связи и его материалы.

Я считаю, что прослушивания компании NYIOP – очень эффективный, стоящий затрат способ прослушаться сразу у нескольких международных театров и агентов. Он помогает певцам экономить время и деньги.

Как певец может поразить вас во время прослушивания? Как привлечь ваше внимание?

Им просто нужно петь хорошо.  Хорошо петь – значит и быть экспрессивным, конечно, но сейчас в мире услышать кого-то, кто поёт без фальши – приятный и редкий сюрприз.

Я совершенно уверена, что каждый певец мечтает спеть на сцене «Метрополитен». Думаю, все хотят знать: что нужно сделать для этого? Можете ответить на этот вопрос?

В «Мет» почти 4000 тысячи зрительных мест, поэтому самое первое условие – это слышимость. Конечно, для разного репертуара и состава оркестра она меняется, но некоторые голоса просто слишком маленькие для этого театра. Но решение не только в том, чтобы петь громко или вообще громче всех. Если голос хорошо сфокусирован, на опоре, если выбор репертуара разумный, всё получится.

Каковы критерии для тех певцов, которые хотя работать в «Мет»? Как вы выбираете певцов для этого известного театра? Вы выбираете профессионалов с некоторым опытом выступлений, которые уже пели в театрах, или вы предпочитаете неизвестных, но талантливых певцов?

Как минимум они должны быть способны исполнить партию без напряжения. Большинство певцов, которых мы нанимаем, что не удивительно, имеют некоторый опыт и агентов. “Неизвестный” –  не совсем наш случай.  Талантливый молодой артист без опыта работы, скорее, кандидат для нашей программы молодых артистов, нежели тот, кого бы мы хотели взять на работу.

Кроме голоса певцу нужно обладать сильным “присутствием” на сцене – называйте это как хотите: личность, харизма, энергия – у некоторых людей это есть, у других – нет. И, конечно, сейчас невероятно важными критериями являются внешность и актёрская игра.

Как вы находите новых певцов? Есть ли в «Мет» специальный человек, который посещает различные спектакли по всему миру и ищет новых звёзд?

Некоторые из нас путешествуют на спектакли, прослушивания и конкурсы по всему миру. Мы постоянно ищем певцов.

Какова роль русских певцов в «Мет» и на сценах других международных театров? Какими достоинствами и недостатками они обладают?

 

Русские певцы составляют значительную часть труппы международных оперных компаний. В большинстве случаев у них огромные красивые голоса и уверенная техника. Они могут петь не только славянские партии, но и больше оперы Верди и произведения веризма, которые нравятся публике.

 

Недостатками является то, что некоторые опаздывают на подписание контракта, плохо учат партии. Славянская музыка более снисходительна к ошибкам в высоте тона и ритма, но в итальянской, французской, немецкой музыке это может быть катастрофой. Очень часто, если они не учились и не работали за границей, их певческие языки оставляют желать лучшего.

 

Как часто русские оперы ставятся в «Мет»? Над произношением с певцами работают коучи или в таких постановках поют только русские певцы? 

 

На  протяжении истории в стенах «Мет» всегда ставили русские произведении: конечно, “Борис Годунов”, “Евгений Онегин” или “Хованщина” время от времени, правда, не всегда на русском языке. Но с тех пор, как Валерий Гергиев начал регулярно приезжать в «Мет» около 20 лет назад, мы ставим две-три русские оперы на русском языке в сезон. Это такая потрясающая музыка!

 

Мы ставили оперы “Война и мир”, “Мазепа”, “Иоланта”, “Пиковая дама”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Игрок”, “Нос”, “Князь Игорь”. Очень часто главные партии поют русские певцы, иногда они исполняют и небольшие партии. Американские певцы также участвуют в этих постановках, чаще в небольших партиях или в качестве замены. И да, у нас есть коучи, которые работают с ними над произношением. Я думаю, американские певцы больше не боятся петь на русском или чешском. Так как субтитры стали нормой в театрах по всему миру, певцы просто обязаны петь на всё большем количестве языков.

 

Для многих любителей оперы Анна Нетребко – символ успешной оперной карьеры. Вы помните её первое выступление в «Мет»? Какое впечатление она производила? 

 

Да, я помню её дебют. Анна исполняла партию Наташи в опере “Война и мир”. Она была такая красивая и пела так хорошо… и, кроме того, её “присутствие” на сцене было очевидным. Не думаю, что кто-либо сомневался в том, что она настоящая звезда. Правда, мы не знали, что она будет петь такой разнообразный репертуар и что так долго сумеет оставаться на вершине в этой профессии.

 

Кто ваши любимые оперные певцы?  

 

Мои любимые певцы, которых я с удовольствием слушаю в записях, это – Кабалье, Моффо, Бьёрлинг и Вундерлих. Моим любимым певцом из тех, что буквально поразил своим выступление на сцене, был Джон Викерс. Но я вообще обладала привилегией – на протяжении стольких лет слушала потрясающих артистов. Как я могу не назвать о Сазерленд, Хорн, Паваротти, Доминго, Френи, Корнела Мак-Нейла, Сэма Рэми, Джима Морриса?

 

 

Какой совет вы дадите молодым оперным певцам?

 

Вы будете участвовать во многих прослушиваниях, и ответ, который вы получите в большинстве случаев, будет отрицательным.  Если вы не выигрываете конкурс, не получаете работу, вы можете быть расстроены и разочарованы, но вы не должны опускать руки. Это тяжелый бизнес: певцов больше, чем рабочих мест – это объективно. Вы услышите “нет” много раз, но вы должны принять это “нет” и сделать из него выводы. Узнать себя, проанализировать ваше пение, ваших коллег-певцов. Подумайте о том, что в ваших силах улучшить и исправить, и сделайте это.

 

Беседовала Юлия Пнева