Уже второй год подряд в Москве – оперная интрига. В то время как большинство столичных сцен занято спектаклями-номинантами «Золотой маски», совершенно «сепаратно» от всероссийского театрального фестиваля свои работы показывает Ростовский музыкальный театр. И если девять лет назад юбилейные гастроли «донской оперы» проходили на Новой сцене ГАБТа, то в этот раз им была отдана уже Историческая – главная оперно-балетная площадка всей России. 

Оперная часть гастролей была представлена «Фаустом» Шарля Гуно – спектаклем, которым ростовчане по праву гордятся, и который уже гостил в столице – ровно год назад его показывали на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Тогда он проходил в рамках фестиваля «Российская оперная панорама», который задумывали как своего рода оперную альтернативу «режоперно» ориентированной «Маске». И хотя в этом году такого акцента не делали (о фестивале-альтернативе более уже никто не вспоминает), по сути, противостояние все равно осталось – в день показа спектакля обе сцены Большого были оккупированы немосковскими работами, и в то время как на Исторической шёл ростовский «Фауст», на Новой в кромешной тьме «хоть глаз выколи» давали питерскую (из Михайловского театра) «Царскую невесту».

 

Ростовский «Фауст» - работа Георгия Исаакяна и Эрнста Гейдебрехта: сами имена постановщиков гарантируют качество и интересный спектакль. Но постановка удивляет: миры Гейдебрехта обычно притягательно красивы и весьма замысловаты, нередко в спектаклях, оформленных этим художником, сценография бывает самым сильным местом. В этот раз решение совсем иное: условное театральное пространство, почти пустое зияние чёрной дыры сцены, прорезаемой многочисленными разнокалиберными световыми потоками (художник по свету Ирина Вторникова). Такое решение невольно возвращает в лирическую оперу гётевские философские мотивы: то, что весьма слабо представлено в либретто, вдруг даёт о себе знать в визуальном решении действа. Условность подчёркивают и костюмы (художник Наталья Земалиндинова) – вроде как они и из первой половины 19 века, а вроде и нет. 

В режиссёрском решении есть несколько любопытных находок. Фигура Ангела, противостоящая демону преисподней, доминирует в узловых кульминациях, именно она в финале кладёт предел вакханалии, устроенной Мефистофелем. Фауст и Мефистофель спаяны в этом спектакле крепче, чем обычно, по сути, демон – это второе я престарелого учёного, захотевшего ещё раз испытать радости юности. Именно поэтому люцифер принимает обличие старика в темнице Маргариты, и несчастную помешанную терзают как бы два Фауста – юный и дряхлый. Именно поэтому смертельный удар шпагой Валентину наносит именно Мефистофель, вкладывая потом орудие убийства в руку Фауста. Именно в объятиях демона, в складках его плаща, находит приют погрязший в смертельных грехах искатель земных наслаждений.

 

Молодой Фауст в этом спектакле более жёсток и циничен, он почти совсем лишён романтического флёра лирического героя-любовника. Зато более обычного чиста Маргарита: её авторы спектакля совсем обеляют, возлагая всю вину на многочисленных мужчин вокруг неё – не только на Фауста и Мефистофеля, чья неприглядная роль в судьбе девушки очевидна, но и на Зибеля, который далеко не только друг и платонический созерцатель, и на брата Валентина, который требует от сестры слишком многого, отказывая ей в праве на земные человеческие радости и слабости. 

Благодаря этим акцентам постановка, которая на первый неискушённый взгляд может показаться несколько бюджетной, скромненькой, оборачивается философской притчей, глобальным обобщением, укрупняющим это лирическое высказывание и возвышающим его практически до гётевского уровня. Таким образом, существо оперы, хотя и претерпело некоторую метаморфозу, не искажено, а некоторая модификация пусть и дискуссионна (стоит ли возвращаться к тому, от чего сознательно ушёл в своё время композитор? – ушёл совсем не случайно!), но вполне допустима и уж как минимум, совершенно не скандальна, не обескураживает и не вызывает отторжения. Кроме того, отрадно было увидеть «Вальпургиеву ночь» в финале – балетный дивертисмент, который в современных постановках частенько либо купируют, либо представляют какими-то совсем иными, вовсе небалетными средствами. В ростовском спектакле в этом отношении сохранён классический подход.

 

По части исполнения в постановке есть как свои удачи, так и промахи. К первым, безусловно, стоит отнести работу оркестра: маститый Андрей Аниханов добивается очень качественного, совсем не провинциального звучания: грандиозный «Фауст» оказывается убедительным. Столь же тёплых слов заслуживает и хор Ростовского музыкального театра (хормейстер Елена Клиничева). Из солистов лидирует универсальная Наталья Дмитриевская, которой по силам (памятуя прошлые приезды ростовчан в Москву) как нежная Марфа из «Царской невесты», так и отважная Ярославна из «Князя Игоря»: Маргарита ей также по голосу и к лицу – стабильный верхний регистр и яркий, пронзительный тембр делают эту сложную партию (которая одновременно как бы и для крепкого, и для колоратурного сопрано написана) территорией, на которой певица-артистка слушается очень естественно. Хорошо справился с Валентином привлечённый в ростовский спектакль солист Театра Сац Денис Болдов, на своём месте была и Юлия Изотова (Зибель), удачно избежавшая сомнительных моментов в исполнении травестийной роли. 

С главными кавалерами не так всё однозначно. Приглашенный из Перми Артем Голубев и отдаленно не напоминает Фаустов – врачевателей ушей далекого и не очень прошлого: его скромный голос теряется в циклопической чаше Большого и оставляет устойчивое впечатление вынужденного компромисса. У Бориса Гусева (Мефистофель) – харизма большого артиста, роль вселенского зла ему идёт исключительно. Его голос мощен и красив, это настоящий рокочущий, могучий бас – богатый и сочный. Одна, но весьма досадная проблема изрядно портит картину – интонация вокалиста очень далека от идеала, и это здорово режет ухо на протяжении всего спектакля.

 

И всё же, несмотря на все но, впечатление от работы Ростовского музыкального театра весьма позитивное. Хотелось бы увидеть театр в столице с целой панорамой оперных работ (как то было на памятных гастролях 2006 года) – уровень Ростовской Оперы уже таков, что заслуживает полномасштабного присутствия в столице.

 

Александр Матусевич

Источник фото: http://rostovopera.ru/