Концерт Праздничного хора Новоспасского мужского монастыря (Москва) прошел в Московском Международном Доме музыки 14 января 2017 года. Концерт состоялся в рамках VII Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители фестиваля – Владимир Спиваков и Митрополит Волоколамский Иларион). Радио «Орфей» транслировало это выступление 25 января в своем «Концертном зале». До выступления наш корреспондент побеседовала с художественным руководителем и регентом хора Станиславом Поповым.

 

В чём ваше своеобразие и отличительная особенность? Как Вам кажется?

Хор Новоспасского монастыря, в первую очередь, – церковный хор, полноценное участие в службах. Затем уже – концертная деятельность коллектива. Что касается особенностей звучания, то, прежде всего, мы стараемся хорошо петь на службах, чтобы наши прихожане могли молиться, чтобы мы не мешали им своим звучанием. В связи с этим нюансы другие, чем написаны у композиторов. Мы немножко приглушаем звук, чтобы не мешать. Мягкое форте, глубокое пиано – скорее всего, именно наша особенность.

 

Есть какое-то особенное настроение, когда вы поете в концертном зале и когда вы в храме?

Конечно же. Во время концерта существует некий кураж, более земные, мирские, впечатления от звучания произведения, поскольку в храме  непозволительно подумать ни о чём другом, кроме молитвы. В этом и есть разница.

 

В России очень богатая традиция именно хорового духовного пения. Считаете ли вы себя наследниками этих традиций, и кто из регентов являются для Вас идеальными исполнителями? И расскажите немного о себе.

– Да, такие традиции существуют, но они были во многом утеряны. Очень мало регентов, которые несли их на протяжении периода забвения церковной музыки. Можно выделить патриарший хор храма Христа Спасителя под управлением Николая Георгиевского. Это, на мой взгляд, и был коллектив, являвшийся хранителем и носителем церковных традиций. Это смешанный коллектив. Мужские московские коллективы, как думается, лишь пытаются вспомнить эти традиции, а может быть, просто петь в точности ту музыку, которая указана композитором, не ориентируясь на чьи-то дореволюционные традиции исполнения. Я пел в хоре Новоспасского монастыря с 1999 года. Это для меня не новый коллектив. В нём я стал руководителем. Учился в хоровом училище имени Свешникова. Меня завораживало звучание мужского хора, я не видел себя в смешанном коллективе. Великолепные произведения, которые стали исполняться с начала 1990-х годов, в основном я слушал в исполнении мужских хоров. Меня прельщала эта музыка. Я попробовал свои силы в качестве певчего сначала в Даниловом монастыре, потом прервал пение в монастыре, потому что этого требовала учёба, и в 1999 году я узнал, что существует свободная вакансия в хоре Новоспасского монастыря, попробовал себя в качестве певчего там. Тогда руководил хором игумен Митрофан, создавший коллектив. Я ему понравился, и он решил, что я могу остаться в хоре, продолжать учиться, а впоследствии быть полноправным певцом в этом коллективе.

 

Формировать репертуар Вашего коллектива, наверное, не так-то просто. На что Вы делаете акценты?

Сейчас мы берем в репертуар много новых произведений и стараемся их исполнять как можно больше и на службе, и на концертах. И мне нравится, как коллектив поет эти произведения, и нравится прихожанам. Поэтому трудно из произведений выбрать одно и назвать его визитной карточкой хора. Может быть, пройдёт определенное время и будет то произведение, но сейчас его пока нет. Думаю, нужно ещё подождать.

 

В Рождественском фестивале Владимира Спивакова вы уже не впервые участвуете?

Второй раз.

 

Как Вы относитесь к идее такого фестиваля, ведь публика совершенно разная?

Есть произведения, требующие, на мой взгляд, минимального образования для их понимания, но в основном, мне кажется, люди приходят получить удовольствие от прекрасного исполнения, будь то оратория, будь то хоровое произведение, будь то произведение оркестровое. Люди приходят, зная, какой статус у фестиваля, и понимают, что они получат удовольствие от великолепнейших произведений. Люди приходят получить удовольствие и от духовной музыки, которую они, может быть, по-другому слышат в концертном исполнении, нежели в храме на молитве.

 

Кто Ваши участники – все профессиональные певцы, или это разные люди, которые постепенно растут вместе с хором?

– У нас в коллективе в основном профессиональные исполнители, имеющие высшее музыкальное образование. Они все православные. Я вижу, как человек, приходя в коллектив, участвует в общем богослужении, как он себя ведёт. Люди понимают, где они находятся, и это сплачивает наш коллектив. Когда все в одной молитве – молитва усиливается. У нас есть несколько сочинений, которые специально написаны для хора Новоспасского монастыря, для мужского хора. Мы исполняем так, как написал композитор. Для сегодняшней программы я отбирал те произведения, которые новые, скажем, для исполнения в хоре Новоспасского монастыря, исполняются буквально год-полтора. Для участников коллектива, которые проработали в хоре двадцать пять лет, таких у нас шесть человек, эти произведения тоже являются новыми. Тем и интересно, что мы не повторяем те песнопения, которые исполнялись десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Берём новые аранжировки и новые произведения для коллектива. В этом концерте, особенно в первом отделении, достаточно новых произведений, которые хор Новоспасского монастыря исполняет первый, второй, третий раз. Есть некоторые премьеры, например, цикл Павла Чеснокова «Во дни брани». Три отрывка этого цикла – великолепнейшая аранжировка Максима Котогарова. Коллективу, на мой взгляд, очень нравится этот цикл, и он с особой теплотой исполняет эти три произведения, которые посвящены Богородице. Учитывая, что в Новоспасском монастыре – икона «Всецарица», образ Богородицы нам очень близок.

 

Беседовала Ольга Кордюкова