Афиша: Классика для всех

Классика для всех

Большой зал Московской государственной консерватории им. Чайковского

16 ноября 2019, 19:00

Оркестр п/у П.Когана предлагает Вашему вниманию серию «Классика для всех». Дирижером выступит профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, худрук и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово Тао Линь.

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана предлагает Вашему вниманию серию «Классика для всех», являющуюся важной частью просветительской миссии прославленного коллектива и продолжающую традицию общедоступных концертов.

Программы цикла включают в себя опусы признанных композиторов-симфонистов, ставшие «визитной карточкой» их неповторимого стиля для знатоков, а для любителей – надежным ориентиром в мире академической музыки.

Сезон 2019/2020 представит работы великих мастеров второй половины XIX века – скандинавских композиторов Эдварда Грига, Яна Сибелиуса и русских – Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова. Дирижером выступит необычайно талантливый музыкант, профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово Тао Линь. 

Первое отделение откроет симфоническая поэма финского композитора Яна Сибелиуса «Финляндия». Судьба ее неразрывно связана с историческими событиями, ознаменовавшими конец XIX века в истории Финляндии. В финале столетия Сибелиус создает цикл, состоящий из увертюры и шести музыкальных картин, иллюстрирующих историю и мифологию финнов. Последняя из них, картина «Пробуждение Финляндии», была впоследствии переработана автором в самостоятельную симфоническую поэму, получившую громкое признание не только у себя в стране, но и за рубежом. В музыке в сдержанных, даже суровых красках изображена картина духовной жизни, чаяний и надежд финского народа. Шедевр Сибелиуса немногословен, но оставляет потрясающее впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует не только монументальный состав оркестра, но и самобытный характер музыкальных тем, которые можно подчас принять за подлинно фольклорные. 

Творческий путь первого норвежского композитора, добившегося громкого успеха в Европе – Эдварда Грига – также проходил в обстановке необычайного подъема национального самосознания в Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, искусству и фольклору. Именно бытовой мелос стал для Грига неиссякаемым источником вдохновения, пронизывающим все его творчество. Он писал: «Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен Родины, и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...». 

Неповторимый норвежский колорит отличает Концерт для фортепиано с оркестром Грига.

Три его части имеют стройную романтическую драматургию: страстный порыв чувств и светлая лирика в первой части, глубокая внутренняя сосредоточенность во второй и блестящая народно-жанровая картина в третьей. Всё произведение связано единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала, в которой на первый план выступает характер могучей Норвегии, воплощенной в истинно народных темах. 

Сольную партию исполнит один из ведущих американских пианистов современности – Дерек Хан, оригинальный исполнительский стиль которого отмечен особой одухотворённостью, необычайной технической беглостью и кристальной ясностью воплощения замысла композитора.

Восхищаясь талантом Грига – своего близкого единомышленника, Петр Ильич Чайковский в 1888 посвятил ему увертюру-фантазию «Гамлет», написанную под впечатлением от одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Очевидно, образ Гамлета, как его трактовали в романтически раздвоенном, полном колебаний XIX веке, был близок Чайковскому своим душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, стремлением отрешиться от действительности и уйти мир мечты. Замысел написать сочинение на тему «Гамлета» Чайковский вынашивал более десяти лет, примериваясь с разных сторон к «чертовски трудному» для музыкального воплощения сюжету и портрету противоречивого принца Датского. В итоге, идея создать скромную пьесу для малого состава оркестра в драматическом театре переросла в развернутую самостоятельную программную фантазию для большого симфонического оркестра.

Увертюра Чайковского с ее поистине театральной глубиной воплощения драматического замысла, изобретательной оркестровкой и красотой проникновенных песенных мелодий стоит в одном ряду с лучшими творениями мастера. Роднит с ними и тень неумолимой зловещей судьбы, выражением которой в произведении становится властная тема призрака отца Гамлета, – она «открывает» увертюру, грозно появляется в кульминационный момент драмы и затем истаивает с последними аккордами в финале. 

Завершением необычайно насыщенного вечера станет концертная сюита из балета «Раймонда» Александра Глазунова – одного из величайших композиторов, жившего на сломе двух противоречивых эпох – XIX и XX столетий. Обратившись к балетной музыке уже в зрелом возрасте, он использовал в ней свой опыт мастера яркого и красочного оркестрового письма. Глазунов обладал уникальной способностью претворять в стандартных танцевальных формах живые, одухотворенные музыкальные образы.

Так и в балете «Раймонда» сосуществуют два мира: полный благородства и рыцарского достоинства мир идеализированного Средневековья, в котором обитает главная героиня Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый сарацинским царем Абдерахманом и его свитой. 

Эти противоположные образные сферы нашли свое отражение в музыкальной драматургии сюиты, составленной из нескольких эпизодов оригинального балета. Красота оркестровой ткани, эффектная изобразительность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с драматическим противопоставлением контрастных полюсов – возвышенного «европейского» и притягательного в своем блеске «восточного». 

Вы можете получить дополнительную информацию и возможность организации интервью с маэстро Тао Линем и пианистом Дереком Ханом по тел. 8 926 526-16-27, e-mail moursy@yandex.ru (бренд-менеджер МГАСО под управлением Павла Когана Светлана Мурси).

 

 





Ноябрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3