Афиша: Квартет имени Давида Ойстраха

Квартет имени Давида Ойстраха

Рахманиновский зал Московской государственной консерватории им. Чайковского

12 января 2017, 19:00

Камерный вечер

Квартет имени Давида Ойстраха

Лауреаты международных конкурсов

Андрей Баранов (1 скрипка)

Родион Петров (2 скрипка)

Фёдор Белугин (альт)

Алексей Жилин (виолончель)

В концерте принимает участие

Лауреат международных конкурсов

Даниил Австрих (скрипка, альт)

 

В программе:

П. Чайковский - Квартет № 1 ре мажор, соч. 11

Н. Паганини - Каприсы №№ 20, 24 (транскрипция для струнного квартета Ф. Белугина)

И. Брамс - Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели си минор, соч. 115

 

Квартет имени Давида Ойстраха получил свое имя в 2012 году, уже будучи сплоченным профессиональным коллективом. Многолетняя творческая дружба и преданность музыкантов квартетному жанру позволили создать уникальный ансамбль, объединивший в своем составе как заслуженных мастеров квартетного искусства, так и молодых российских солистов, которые уже добились мирового признания.

Первый квартет ре мажор, соч. 11 (1871) создан Чайковским — молодым профессором недавно открывшейся Московской консерватории, автором Первой симфонии «Зимние грёзы» и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», заслуживших громкий успех у публики. Впервые исполненный в авторском концерте Чайковского в Москве 16 марта 1871 года, квартет сразу полюбился слушателям. В Петербурге, где квартет вскоре также был сыгран, он, по словам автора, «произвел фурор».

Четырёхчастный цикл квартета, при всей классичности его строения, отмечен яркой индивидуальностью композитора. Медленная часть квартета — знаменитое Andante cantabile — сделалась излюбленной пьесой, многократно переложенной для различных инструментов и ансамблей. Чайковский использовал в ней популярную городскую народную песню «Сидел Ваня на диване». В декабре 1876 года (к тому времени Чайковский был уже автором трёх струнных квартетов) Первый квартет прозвучал на музыкальном вечере в Московской консерватории в честь Л.Н. Толстого.

Слушая Andante cantabile, Толстой разрыдался. На следующий день он послал Чайковскому письмо с выражением благодарности за «чудный вечер», предложив композитору народные песни для обработки.

24 каприса для скрипки соло (1802–1817) — цикл, с которого началась композиторская биография Никколо Паганини. Ко времени сочинения каприсов Паганини лишь начинал свою карьеру и ещё не успел стать скрипачом-виртуозом, известным всей Европе. Каприсы изначально не предназначались для публичного исполнения — они были посвящены «всем музыкантам» и задуманы как своеобразная «школа игры», однако впоследствии стали популярны и как концертные произведения.

Паганини раскрыл неведомые прежде возможности инструмента. Однако не только в технической сверхсложности заключается ценность этих пьес (по существу этюдов на определенный вид скрипичной техники). Паганини положил начало такому пониманию жанра, которое впоследствии проявится в фортепианных этюдах Шопена и Листа, где техническая задача является лишь средством создания художественного образа. 

Овеянная мифами фигура легендарного виртуоза и композитора стала культовой для музыкального романтизма. 





Ноябрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3