|
Рахманиновский зал Московской государственной консерватории им. Чайковского12 января 2017, 19:00Камерный вечер |
Квартет имени Давида Ойстраха
Лауреаты международных конкурсов
Андрей Баранов (1 скрипка)
Родион Петров (2 скрипка)
Фёдор Белугин (альт)
Алексей Жилин (виолончель)
В концерте принимает участие
Лауреат международных конкурсов
Даниил Австрих (скрипка, альт)
В программе:
П. Чайковский - Квартет № 1 ре мажор, соч. 11
Н. Паганини - Каприсы №№ 20, 24 (транскрипция для струнного квартета Ф. Белугина)
И. Брамс - Квинтет для двух скрипок, двух альтов и виолончели си минор, соч. 115
Квартет имени Давида Ойстраха получил свое имя в 2012 году, уже будучи сплоченным профессиональным коллективом. Многолетняя творческая дружба и преданность музыкантов квартетному жанру позволили создать уникальный ансамбль, объединивший в своем составе как заслуженных мастеров квартетного искусства, так и молодых российских солистов, которые уже добились мирового признания.
Первый квартет ре мажор, соч. 11 (1871) создан Чайковским — молодым профессором недавно открывшейся Московской консерватории, автором Первой симфонии «Зимние грёзы» и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», заслуживших громкий успех у публики. Впервые исполненный в авторском концерте Чайковского в Москве 16 марта 1871 года, квартет сразу полюбился слушателям. В Петербурге, где квартет вскоре также был сыгран, он, по словам автора, «произвел фурор».
Четырёхчастный цикл квартета, при всей классичности его строения, отмечен яркой индивидуальностью композитора. Медленная часть квартета — знаменитое Andante cantabile — сделалась излюбленной пьесой, многократно переложенной для различных инструментов и ансамблей. Чайковский использовал в ней популярную городскую народную песню «Сидел Ваня на диване». В декабре 1876 года (к тому времени Чайковский был уже автором трёх струнных квартетов) Первый квартет прозвучал на музыкальном вечере в Московской консерватории в честь Л.Н. Толстого.
Слушая Andante cantabile, Толстой разрыдался. На следующий день он послал Чайковскому письмо с выражением благодарности за «чудный вечер», предложив композитору народные песни для обработки.
24 каприса для скрипки соло (1802–1817) — цикл, с которого началась композиторская биография Никколо Паганини. Ко времени сочинения каприсов Паганини лишь начинал свою карьеру и ещё не успел стать скрипачом-виртуозом, известным всей Европе. Каприсы изначально не предназначались для публичного исполнения — они были посвящены «всем музыкантам» и задуманы как своеобразная «школа игры», однако впоследствии стали популярны и как концертные произведения.
Паганини раскрыл неведомые прежде возможности инструмента. Однако не только в технической сверхсложности заключается ценность этих пьес (по существу этюдов на определенный вид скрипичной техники). Паганини положил начало такому пониманию жанра, которое впоследствии проявится в фортепианных этюдах Шопена и Листа, где техническая задача является лишь средством создания художественного образа.
Овеянная мифами фигура легендарного виртуоза и композитора стала культовой для музыкального романтизма.