Анатолий Кальварский. Солнечная

Анатолий Кальварский. «Солнечная». Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр. Дирижёр – Мурад Аннамамедов.

На дискуссионных полях наших СМИ довольно часто можно услышать вопросы о том, понятна ли опера современному зрителю, для всех ли опера и вообще нужна ли опера в том виде, в каком существует этот вид искусства на данном этапе? Как быть с молодёжью? Как приобщить её к опере? Думая об этом, невольно обращаешься к тому времени, когда, например, открывался наш Большой театр. Совершено было это по Указу императрицы Екатерины II в 1776 году. В Москве тогда было не столько жителей, как сейчас. Какие цели ставили основатели Большого театра тогда?

Во все времена жизнь наших музыкальных театров тесным образом была связана с жизнью страны, с состоянием нашего общества. В бурные годы перестройки и «лихих 90-х» уже прошлого века, как-то разладилась жизнь наших ведущих музыкальных театров, как и вся жизнь вообще. Многие выдающиеся певцы ринулись за границу, торопясь достойно завершить свою карьеру. За ними потянулись и молодые, только начинавшие свой путь талантливые исполнители. Пошёл бурный процесс насыщения мировых оперных сцен русскими голосами. Сейчас, например, и это правда, Венская опера практически говорит по-русски. И не только этот знаменитый оперный дом приобрёл русский в качестве разговорного языка.

Разные пути ведут на мировой оперный олимп. Есть исполнители, которые, пожалуй, не назовут уже ни одной значительной оперной сцены на земном шаре, где бы они не побывали и не оставили бы свой яркий след. Да и Родину при этом не забывают своим присутствием, включая в свой плотный график выступлений, взяв за правило выступать в России не реже одного раза в год. Такой режим работы под силу далеко не каждому артисту. Нужен ещё и характер особого склада для таких режимов. Другой тип артиста предполагает большую оседлость, пребывание в своём театре, который для него дом родной. Выезды за рубеж случаются и довольно часто, но заканчиваются возвращением в родной театр. Разумеется, была тревога, были вопросы о том, а как же мы-то? Что будет с нашей оперой? А тут ещё и затянувшаяся реконструкция Большого театра, «Геликон-опера» тоже переживала невиданное переустройство. Жизнь теплилась, пожалуй, только в «Новой опере».

Закончились реконструкции, театры набирают репертуарную мощь, работают в режиме «сообщающихся сосудов». Стала привычной ситуация  видеть солистов одного театра в качестве приглашённых исполнителей на сцене другого театра. Это замечательная практика для певцов в плане совершенствования их мастерства и профессионального роста. Кроме того, артисты имеют возможность беспрепятственно выступать на зарубежных оперных сценах, участвуя в спектаклях. А ведь это опыт, приобщение к другим стилям исполнения. Теоретически тайны этого искусства не постичь. И вот теперь наступил момент осознания того, что искусство оперы в нашей стране достигло уровня, который именуется мировым.

Взять хотя бы оперу «Трубадур» Дж. Верди, идущую на сцене театра «Новая Опера» с момента её премьеры, которая состоялась 16 декабря 2012 года. Опера исполняется на итальянском языке. Постановочный состав: музыкальный руководитель - Ян Латам-Кёниг, режиссёр-постановщик - Марко Гандини, сценография - Итало Грасси, костюмы - Симона Моррези, свет - Вирджинио Леври, хормейстеры - Наталья Попович и Андрей Лазарев. Дирижировал спектаклем маэстро Евгений Самойлов. Такая постановочная команда - серьёзная заявка на высокое качество спектакля, что подтверждается долголетием этой версии спектакля на сцене театра «Новая опера».

Тем не менее, опера живёт голосами. Надо сказать, что певческий состав поразил уровнем исполнения как женских, так и мужских партий. Блистательно была исполнена Ириной Моревой партия Леоноры. Под стать ей была и Инес в исполнении Ирины Ромишевской. Азучена, представленная Анастасией Бибичевой, держала зал в напряжении с момента первого появления героини на сцене и до конца спектакля. Манрико в исполнении Михаила Губского прозвучал легко и свободно. Особое место в составе исполнителей принадлежит знаменитому баритону Василию Ладюку, блистательно исполнившему партию Графа ди Луны. Обладатель объёмного, очень красивого по тембру баритона, артист в совершенстве владеет вокальными техниками, которые позволили ему создать глубокий, драматически насыщенный образ своего героя. Исполнители продемонстрировали в спектакле вокальное мастерство в сочетании с драматическим искусством воплощения характеров персонажей. Редко можно встретить в оперном спектакле состав исполнителей, который бы давал столь высокие образцы гармонии, кои явлены были артистами в различных положениях сценического действия, будь то арии, дуэты или ансамбли.

Знаменитый хор театра «Новая опера» подтвердил свою репутацию одного из лучших хоровых коллективов в музыкальном мире. Удивительно деликатно и абсолютно совершенно прозвучала партия хора в спектакле. В этой же стилистике шло оркестровое сопровождение оперы под чутким и изящным руководством маэстро Евгения Самойлова.

Зрители очень тепло встретили спектакль, который не обманул их ожидания, в который раз подтвердив высокую репутацию театра «Новая опера».

 

Людмила Краснова

/фото novayaopera.ru/